Остап из кабаре

Где: Театр эстрады им. Аркадия Райкина
Название: 12 стульев. Фрик-кабаре
Аудитория: 18+
Представление: 2 декабря


А ведь товарища Бендера могло и не быть… Когда Валентин Петрович Катаев придумал историю про тёщу-стулья-бриллианты, он меньше всего предполагал, что там появится столь выдающийся персонаж. И он вообще уехал отдохнуть, поручив расписывать сюжет двум «литературным рабам» — Ильфу и Петрову. Однако «рабы» наработали так, что случилось нечто. Вернувшемуся из отпуска Катаеву подмастерья читали куски с уже вновь появившимся персонажем. Как интеллигентный человек, Катаев тут же отказался от авторства, но поставил два условия. Первое — произведение должно быть посвящено ему, и второе — за свои продюсерские услуги он должен получить золотой портсигар. И роман действительно посвящён В.П. Катаеву. Что касается портсигара, то тут «рабы» слукавили и подарили не мужской, который больше, а женский, который меньше. Такова известная история. А теперь — на сцену!

«12 стульев» ставили весьма удачно несколько раз в кинематографе и крайне редко — в театре. Слишком непросто соблюсти жанровые особенности. Да и Бендер — тут сыграть нужно либо «на уровне», либо никак. Чем хорош спектакль режиссёра Ильи Архипова в Театре эстрады? А тем, что это фрик-кабаре. Его резиденты — персонажи романа, которые танцуют, поют и вообще делают шоу. Режиссёр изначально ставил задачу создать что-то уникальное, разумеется, относясь с уважением к обратившимся к постановке романа предшественникам. Между прочим, роман экранизировали и ставили театры не только России, но и Великобритании, США, Италии, Бразилии и даже Ирана. Режиссёр вынужден был учесть как это, так и то, что в романе около двухсот мест действия и около ста персонажей, поэтому костюмы постоянно меняются, а откидывающаяся вперёд, складывающаяся или застывшая декорация, блестящая всеми огнями рампы, универсальна. И всё это вместе превращается… Да, да, да, в карнавал!

Мы же помним, как главный герой вспоминал при каждом удобном случае, что погоню за стульями затеял лишь ради того, чтобы побывать в Рио («Рио-де-Жанейро — это хрустальная мечта моего детства»). Так хотите всё-таки побывать на карнавале в Рио-де-Жанейро, товарищ Бендер, вместе с актёрами? Ну так побывайте. Мечты должны сбываться. Конечно, Остап в исполнении Антона Дмитрова в данной постановке немного и Мэкки-Нож из «Трёхгрошовой оперы», чёрный, в лёгкую тигровую полоску, с яркими пятнами. Остальные персонажи не менее яркие, сочные. Да вообще это блестящий спектакль. В том смысле, что блестят не только таланты, но и костюмы. Образы, к слову, разрабатывал Макс Медовый, и сначала каждый примерил на себя.

Костюмы делала Алёна Пескова — она уже знакома зрителям Театра эстрады в качестве автора по костюмам и оформлению спектаклей «Сорочинская ярмарка» и «Три апельсина». А хореографию ставил Никита Борис. Реплики из романа подаёт конферансье, часть действия происходит в зале. Считается, что премьера любого спектакля длится год, так что он совсем свеженький, новоиспечённый «пирожок» — сделан этой осенью. Играют «гальчата». Так любовно называют зрители бывших студентов курса Юрия Гальцева, на глазах превращающихся в больших артистов. А сейчас, кроме профессии, у них есть главное — молодость, движение, азарт! Такое не купишь и искусственно не создашь. И это очень хорошо чувствуют те, кто решил заглянуть на премьеру. Стульев на сцене тоже хватает. А вот хватит ли в зале — не факт, если вовремя не подсуетиться. Мы не чужие на этом празднике жизни. Нас любят и ждут.

О Востоке и о себе

Что: Звук и тишина
Где: Брусницын, Кожевенная линия, 30
Когда: до 7 декабря

Лучшие выставки — те, в пространстве которых можно не только что-то узнать, но и почувствовать. Если кажется, что вышел из другого мира, когда галерея уже остаётся позади, а вокруг — рутина городских улиц, то уверена: выставка хороша. Ей удалось главное — погрузить в свою реальность, отвлечь от суеты и списков дел, заставить ненадолго потерять чувство времени. Таким для меня стал проект «Звук и тишина» в «Брусницыне». Cильная выставка должна давать зрителю возможность не только ходить от стены к стене, но и сесть или даже лечь. Побыть среди других и наедине с собой. Не только смотреть на искусство, но и слышать его, а ещё лучше — касаться.

На выставке «Звук и тишина» почувствовать грани культуры мусульманских народов вы сможете, погружаясь в тему через несколько тематических блоков: шум, время, разговор, сон, танец и уединение. Куратор и художник Ксения Диодорова создала сильную концепцию, подкреплённую архитектурой экспозиции, которая совсем не кажется навязанной и давящей. Основа проекта — результат труда огромной команды антропологов и исследователей, которые стремятся через частный опыт рассказывать о кол лективном. Материалы, которые они собирают в полевых исследованиях, разнообразны: это и предметы, и легенды, и рецепты, и, конечно же, песни — например, колыбельные. Но как показать ту же колыбельную зрителю? Как её донести до взрослого человека, который, возможно, страдает от вечного недосыпа? Или пришёл на выставку ранним утром, полный энергии? Всё это показано через метафоры.

В этой части выставки вас попросят разуться и прилечь на оттоманку, закрыться от других зрителей невесомым тюлем и надеть наушники. На потолке, словно на небосводе, покажут сны — видеоарт, сопровождаемый колыбельными разных народов: чеченцев, татар, лакцев, абазин. Это приятный способ проникнуться простым сюжетом и почувствовать настроение героев песен: испытать радость за маленькую Айсылу, семья которой задаривает её подарками, или беспокойство за большого сына Ду, который упал в реку и вымок. Разве не прекрасно — узнавать народы не через историю войн и смену политических доктрин, а через колыбельные и сны, танцы и личные истории? Ещё один тематический блок — уединение. Здесь зритель оказывается перед рядом зеркал и стульев. Онможетсестьна высокий табурет, надеть наушники и услышать голосовые сообщения. Люди, которые их произносят, — настоящие. И их слова — тоже пронзительно настоящие. В зеркало вы видите себя, но в наушниках слышите рассказ незнакомого человека про него самого, про нечто сокровенное и важное.

Маисат зовёт вас в гости в дом своей семьи и рассказывает, как она занимается фольклором. Ваха делится с вами своим страхом: он боится, что фольклорный текст, который ему доверили люди и который он записал, может не дойти до нынешнего и до будущих поколений. Продолжаешь сидеть в наушниках, видеть себя, но вот — слышишь вопрос: «Ну, а о чём ты мечтаешь?» Чувствуется, что это не постановочная запись — в ней нет актёрской игры. При этом у каждого зрителя есть возможность ответить: нужно лишь перейти по QR-коду в чат-бот и отправить голосовое сообщение. Организаторы передадут все сообщения и Маисат, и Вахе. А ещё — Обиджону, семья которого занимается керамикой уже несколько поколений. И Малике — учительнице, которая любит свою работу в маленькой сельской школе. И Али, который спрашивает: «Что ты тут делаешь, на этой земле?»

Эта выставка — драгоценная коробочка. Но как бы я ни старалась, увиденное всё равно будет лучше, чем описанное и прочитанное. Можете убедиться в этом сами.

Текст: Евгения Глюкк, Анна Козлова
Фото: Роман Пименов