Электрокары пополняют парк Петербурга пока не так стремительно, однако в ближайшие годы ожидается рост темпов. В городе уже озаботились созданием инфраструктуры под электротранспорт.

Стремительно автомобилизирующийся Петербург постепенно внедряет транспортное разнообразие. Так, по данным ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, в марте 2022 года в городе на Неве было зарегистрировано чуть более 2 млн транспортных средств, из которых легковых — 1,8 млн автомобилей, грузовых — 236,7 тыс. При этом, по подсчётам Автостата, на 1 июля 2022 года в Петербурге зарегистрировано 1,65 млн легковых авто, благодаря чему регион занял 4-е место по уровню автомобилизации в стране. Из них — 852 электрокара. Это 0,5% от объёма всех легковых авто в городе и 4,6% — от всех электрокаров в стране. Однако даже такая скромная доля побуждает активно развивать сети электрозаправочных станций (ЭЗС).

Речь об этом, в частности, идёт в региональной программе по оснащению Петербурга зарядными колонками для авто с электродвигателями, которая рассчитана на 2020–2023 годы. Цели программы — увеличить общее число ЭЗС до 95 (из которых 32 станции должны быть установлены за три года), повысить спрос на электромобили, а также снизить уровень вредных выбросов.

Больше сессий!

По данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению, сегодня в Петербурге насчитывается 83 ЭЗС, из которых 44 принадлежат «Россети Ленэнерго», остальные — разным компаниям, чьи сети не так многочисленны. Из 44 заправок «Россетей» 34 колонки быстрой зарядки и 10 — медленной.

Разница, как не трудно догадаться, во времени: если на медленной колонке электрокар (в зависимости от ёмкости батареи электромобиля и мощности зарядной системы) заряжается 7–8 часов, то быстрая обеспечивает полный заряд батареи в пределах от 15 минут до 2 часов. Как рассказывают в пресс-службе «Россети Ленэнерго», сейчас на их быстрых станциях проходит по 6–7 сессий в день, среднее время заряда — 34 минуты.

«До конца текущего года “Россети Ленэнерго” планируют установить ещё более 10 зарядных станцийна территории крупных торговых центров, супермаркетов, автозаправочных комплексов», — говорят в компании.

Она реализует собственную программу развития зарядной инфраструктуры и электротранспорта, совместно с правительствами города и области работает над крупными проектами в сфере электрического общественного и водного транспорта. К 2025 году «Россети Ленэнерго» планируют расширить свою сеть зарядных станций в 2–2,5 раза, а также удержать долю рынка «быстрых» ЭЗС на уровне не менее 50%. Батареи боятся При этом электрокаров на весь Петербург — меньше процента.

К чему тогда поспешность с возведением электрозаправок?

Дело в том, что выигрывают те, кто предугадывает тренды. Пересадить граждан на электротранспорт — не мечта, а государственная цель Кроме того, на отечественном автомобильном рынке свои дебюты: первый из них — электрокар Evolute, который поступил в продажу в начале осени. Государство даже готово частично субсидировать затраты на его приобретение в размере до 1 млн рублей.

Следующая ожидаемая новинка — электромобили «Атом» от российского стартапа «Кама». Их поступления в продажу ожидают в III квартале 2023 года. Известно, что компания «Кама» рассчитывает привлечь в проект $150 млн инвестиций, из которых $20 млн планируется потратить на приобретение простаивающего завода Ford в Набережных Челнах. А потому электротранспорт будет увеличивать своё присутствие на городских парковках.

«В Санкт-Петербурге дефицита быстрых ЭЗС сейчас нет, но если учитывать рост продаж самих электромобилей, а Россия соответствует глобальным трендам ежегодного роста рынка на 40–60%, то в среднесрочной перспективе появится существенный спрос на ЭЗС на местах парковки», — прогнозирует генеральный директор компании-производителя зарядных станций «Яблочков» Алексей Моторенко.

Сейчас электромобиль — довольно выгодное приобретение. На одном заряде батареи в среднем можно проехать 400– 500 км, нет выбросов выхлопного газа, и, что самое главное, зарядить авто — совершенно бесплатное удовольствие, в отличие от автомобилей с ДВС.

Однако, как сообщили в компании «Россети Ленэнерго», в конце ноября они завершают тестовый период работы сети ЭЗС, и потому стоимость зарядки составит 22 рубля за 1 кВт*ч. Расплачиваться за услугу автомобилисты смогут через мобильное приложение «Россети Электротранспорт». Есть ещё одно «но» — большинство автомобилистов передвигаются в основном в городской черте, так как боятся ездить на более дальние расстояния. Отсюда — ответвление тренда в виде расширения сети ЭЗС на междугородних трассах.

«Поэтому в ближайшие 2–3 года для взрывного роста отрасли приоритетно создание сети быстрых ЭЗС между городами, на трассах и магистралях. Почти все эксперты отрасли предрекают глобальный переход коммерческого транспорта на электричество, ведь цена километра движения электромобиля в 5–10 раз ниже в сравнении с авто на ДВС», — добавляет Алексей Моторенко.

Фото: Роман Пименов/»Петербургский дневник»