Умение хорошо водить — полезный навык, который всё же может гарантировать лишь подработку? Её — точно, но и полноценную, высокооплачиваемую работу — тоже.

Разбираемся, как чувствует себя транспортная сфера в кадровом разрезе в Петербурге — и кого ждут за рулём прямо сейчас.

Подвезти и подработать

Такси в России всеохватно и масштабно. Как минимум по части цифр. Судите сами: размер рынка, по данным аналитического центра при правительстве страны, за прошлый год почти успел перешагнуть планку в… триллион рублей! Речь о легальных и нелегальных перевозках в совокупности. Но, например, в Петербурге уровень последних — один из самых низких по стране: 0–10%. На всю Россию в 2021-м насчитывалось не меньше 714 тыс. таксистов. Из них 139 тыс. рассматривали заработок в отрасли лишь как дополнительный.

Так, занятость в такси становится одной из основных подработок и в стране, и в городе. До конца 2022-го, по прогнозам, цифры будут лишь расти. Впрочем, это объяснимо: по данным hh.ru, к октябрю в подработке была заинтересована почти половина опрошенных петербуржцев — 47%. Ещё 41% не нуждались в «побочной» занятости, а у 9% она уже была.

Обсуждения и осуждения

Тем временем работу агрегаторов такси планируют регламентировать: принятие соответствующего законопроекта уже приближается ко второму чтению. Среди основных причин недовольства всех и всеми — допущение слишком долгих водительских смен, отсутствие медицинских проверок перед выходом на дороги и неочевидное распределение ответственности в случае аварий.

«Есть и совсем бытовая история: стихийные стоянки такси организуются во дворах жилых домов. Юридически не подкопаться. Если это не газон, машина имеет право там находиться. Но местных жителей это, конечно, раздражает: их места занимают», — добавляет Алексей Цивилёв, председатель комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.

А если сфера становится более сложной и «зарегулированной», то и работать (точнее даже — заработать) в ней становится труднее. Какие альтернативы для водителей есть в Петербурге?

Легковой выбор

Сегодня на город, по данным hh.ru, приходится более 2 тыс. «водительских» вакансий. Из них 78% — для специалистов категории B (то есть с правом управлять легковым автомобилем). При этом далеко не все предложения о работе поступают от компаний, которые оказывают транспортные услуги (на их долю приходится 43%). Активны работодатели из области ретейла (21% вакансий).

Отстают, но сохраняют спрос на водителей ресторанный бизнес и общепит (8%), строительные организации и крупные девелоперы (7%), автобизнес (4%), медицинские и фармацевтические компании (2%). Вилка зарплат для обладателей категории B — с широким пространством между «зубцами»: такие водители могут получать в Петербурге от 30 тыс. до 175 тыс. рублей. Категории в процентах А что по другим видам транспорта? В hh.ru уверяют: вакансии тоже есть. Для водителей категории С (гру зовые автомобили) — 18%, категории D (автобусы) — 3%. Найдётся место даже специалистам категории А (мотоциклы) — на них приходится 1% предложений.

Зарплатная вилка для таких водителей — от 59 770 до 104 598 рублей. Примечательнее другое: уровень конкуренции в сфере. Если ещё весной на одно рабочее место претендовали 5–6 водителей, то теперь — лишь 2–3. Нынешний показатель — ниже нормы.

«Предполагаем, что дефицит кадров в сферах, где в большей степени занято трудоспособное мужское население, — это производство, транспорт, строительство, — будет расти и дальше», — даёт прогноз Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад

A, C, D — в ЖКХ

Петербургский рынок труда старается реагировать оперативно: уже в конце ноября прошла специализированная ярмарка вакансий от городского Центра занятости населения. Среди сфер — промышленность, ЖКХ и, конечно, транспорт.

«В Петербурге, как в любом мегаполисе с разветвлённой транспортной структурой, профессия водителя всегда будет нужна. Транспорт — одна из отраслей с постоянной потребностью в кадрах. В целом же картина достаточно стабильная: люди приходят, уходят — по разным причинам: меняют место работы, место жительства, профессию. Им на смену идёт новый персонал», — описывает актуальное положение дел Татьяна Иванова, исполняющая обязанности директора Центра занятости населения Петербурга. И добавляет, что среди перспективных для водителей-соискателей направлений — опять же, ЖКХ (здесь особенно нужны механизаторы и водители уборочной техники).

Также всегда хорошо оплачиваются позиции в строительстве: необходимы водители самосвалов, погрузчиков, различных грузовых машин. Пожалуй, у водительских работ и подработок есть очевидное преимущество: этот навык, без преувеличения, прокормит буквально в любые времена.

Текст: Маргарита ФЕЩЕНКО; Фото: Дмитрий Фуфаев/»Петербургский дневник»