Арктика — фронтир для России в XXI веке. Здесь переплелись многие линии. Севморпуть, связывающий Запад и Восток новым транспортным коридором, в перспективе круглогодичным, и добыча полезных ископаемых, как на шельфе, так и в прибрежной зоне. Предупреждение атак «через Северный полюс» и безопасность границ. Коренные малочисленные народы Севера и драйв пассионарной части молодёжи, её амбиции, новые возможности и социальные лифты.

Интересно, что в прошедшую среду в Петербурге прошёл организованный Общественной палатой круглый стол «Человек и экология в Арктическом регионе», и одновременно был спущен на воду атомный ледокол «Якутия», а на его старшем собрате по проекту 22220 ледоколе «Урал» был поднят государственный флаг России. Совпадение? Не думаю! В Общественной палате говорили о проектах будущего, молодёжных инициативах и предложениях по изменению законодательства. А на Балтийском заводе: вот он ледокол, только что был на стапеле, а уже пришвартован у стенки. Это не последний такой корабль. Параллельно «Якутии» продолжается строительство уже пятого (четвёртогосерийного) ледоколапроекта 22220 — «Чукотка». И, как сказал на торжественной церемонии вице-премьер Денис Мантуров, «Росатом» заключит контракты с Балтийским заводом на строительство ещё двух ледоколов этого проекта уже до конца текущего года. Так что загрузка предприятию и его смежникам обеспечена на годы вперёд.

Президент России Владимир Путин во время этой же церемонии отметил, что значение Северного морского путив ближайшее время многократно возрастёт, и в целом развитие северных регионов в значительной степени обеспечит будущее России. Да, рост грузоперевозок по Северному Ледовитому океану, как локомотив, вытаскивает и другие арктические проекты. Это и строительство железнодорожных путей, возрождающиесяиновыепорты, жильё с новыми условиями комфортности, новая информационная политика и ещё много чего. В условиях изменения климата и роста среднегодовых температур, что на северных широтах особенно заметно, всё это становится очень и очень актуальным. И вот события — почти как из рога изобилия.

Советский пионер арктической навигации порт Тикси стал первым, пилотным населённым пунктом России, где начался процесс внедрения дизайн-кода северных поселений — комплекса стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Конечно, сначала здесь нужно восстановить утерянный за последние тридцать лет уровень жизни, но и на перспективу работать необходимо. Всего же морские порты Арктики за 10 месяцев текущего года увеличили грузооборот на 4,1%. А научный центр Сибирского отделения Российской академии наук объявил, что, согласно его исследованиям, на территории России находится 73% всех залежей нефти, обнаруженных в Арктике.

Параллельно в Салехарде открылся форум «Российский Север», собравший молодёжь коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ямал сегодня — очень быстро развивающийся регион с современной портовой инфраструктурой, так что здесь есть что представить из сделанного и что обсудить на будущее. При этом мы видим, что сегодня именно Петербург концентрирует на своей территории актуальные арктические компетенции: в подготовке кадров, научно-производственном комплексе, организации исследований и стратегических разработок. И речь идёт не о конкуренции с другими регионами, а о взаимовыгодной кооперации. Стратегических заказов хватит на всех на годы вперёд. Так что, как говорил классик: «Впереди большая работа!»

Фото: Александр Глуз