В последнее воскресенье ноября в нашей стране традиционно отмечается День матери. В этом году он выпадает на 27 ноября. Праздник этот ещё очень молодой, поскольку официально утвердили его только в 1998 году.

Уважительное и трепетное отношение к материнству, разумеется, свойственно любой культуре. Поэтому неудивительно, что тема материнства в мировом искусстве развивалась с самых древних времён и стала для него ключевой. Единство матери и ребенка, их неразрывная связь и чистая любовь всегда воспевались художниками и скульпторами.

В русском искусстве тема материнства прежде всего обрела своё наивысшее выражение в иконописи. Источником вдохновения она стала и для мастеров светской живописи, что особенно заметно на семейных портретах XIX века. А кто из нас не любовался трогательной скульптурой «Первый шаг» Ф.Ф. Каменского в Русском музее? Да и в дореволюционном декоративно-прикладном искусстве тема материнства оставила яркий след: прежде всего, вспоминаются фарфоровые статуэтки фабрики Ф.Я. Гарднера с изображением крестьянок, кормящих младенцев.


Каменский Ф.Ф. «Первый шаг», 1872 г.
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/

В молодом советском государстве женщина, получившая право на труд и равноправие, поначалу представлялась в большей степени как активный участник политической и социальной жизни, а образ хранительницы очага отошёл на второй план. Но начиная примерно с 1940-х годов, когда были учреждены «Медаль Материнства», ордена «Материнская слава» и «Мать-героиня», зародился и пропагандировался новый образ современной женщины и матери, успешно уделяющей время и воспитанию детей, и хозяйству, и активной работе, и культурному досугу.

Таким образом, эта неиссякаемая тема продолжала развиваться не только в живописи, скульптуре, плакате, но, как и прежде, вдохновляла мастеров фарфоровой пластики.

Многие фарфоровые и фаянсовые фабрики СССР выпускали замечательные статуэтки, изображающие матерей с детьми, например, Дулевский фарфоровый завод, Городницкий фарфоровый завод, Полонский завод художественной керамики, завод «Красный фарфорист» и др. Но для ленинградцев были, безусловно, наиболее знакомы и любимы статуэтки Ленинградского фарфорового завода.

В ранних работах 1930-1940-х гг., посвящённых материнству, ещё чувствуются творческие поиски. Скульптор Таисия Сергеевна Кучкина работала на Ленинградском фарфоровом заводе с конца 1930-х годов и стала одной из первых, начавших разрабатывать на его базе темы детства и материнства. Одна из первых её статуэток – «Женщина с коляской», отличающаяся некоторой декоративностью и обобщённостью образа. Чуть более поздняя работа «Кормящая мать» выглядит гораздо целостнее. Статуэтка изображает сидящую на стуле молодую женщину с младенцем на руках, взгляд её полон нежности. Образ, с одной стороны, очень мягкий, но оригинальная форма и пластическое решение статуэтки, свойственные большинству работ художницы, добавляют нотку скрытой динамики. В этой работе отразился образ новой советской женщины, но в ней есть и лёгкость, и игривость, свойственные молодости.

Кучкина Т.С. «Кормящая мать», 1930-е гг.
Источник: https://goskatalog.ru/

В 1950-1960-е гг. образ матери в искусстве фарфора уже окончательно сформировался. Одна из знаковых статуэток Ленинградского фарфорового завода этого периода на тему материнства — «Ладушки», автором которой является скульптор Галина Сергеевна Столбова. Пожалуй, каждый знает созданную ей серию «Счастливое детство». Сюжеты её работ просты, но в каждой статуэтке – неиссякаемая доброта, искренняя радость и светлые воспоминания.

Статуэтка «Ладушки» изображает женщину с хлопающим в ладоши младенцем на коленях. Мама с задумчивой нежностью смотрит на своего малыша. Композиция проста и лаконична по своему решению, а роспись в разных вариациях добавляет яркие цветовые акценты. Мама, изображенная на статуэтке, воплощает актуальный образ современной женщины, свойственный культуре 1950-1960-х гг., при этом отличается простотой и правдивостью.

Столбова Г.С. «Ладушки», 1960-е гг. Источник: https://goskatalog.ru/

Галине Сергеевне Столбовой принадлежит и работа «Первый раз в школу», которая изображает первоклассницу и собирающую её в школу маму. Фигура и взгляд стоящей девочки передают легкое волнение и нетерпение, в то время как присевшая на колени рядом с ней мама, поправляющая передник, излучает нежность и спокойствие. В её фигуре, наклоне головы, движениях рук заключается невероятная теплота. Эта статуэтка, как и все работы автора, отличается не нарочитостью, естественностью и жизненностью.

Столбова Г.С. «Первый раз в школу», 1960-е гг.
Источник: https://goskatalog.ru/

Некоторые статуэтки Ленинградского фарфорового завода были исполнены по мотивам сказок, например, «Медведица с колыбелью» скульптора Е.И. Чарушина и «Коза и семеро козлят» скульптора Якимовой Г.П. Это очень яркие, жизнерадостные и веселые образы.

Эти замечательные работы, о которых мы рассказали, посвящены всем мамам, и никогда не потеряют своей теплоты и внутреннего света.