Система медицинского обслуживания в образовательных учреждениях нуждается в обновлении — она перестаёт справляться с текучкой кадров. Об этом говорят как директора петербургских школ, так и депутаты ЗакСа. Медицинский кабинет в современной петербургской школе — это помещение, которое образовательное учреждение предоставляет поликлинике. Медсестра, как правило, не является штатным школьным сотрудником, чаще всего она также закреплена за лечебным учреждением.

Как рассказала «Вечерке» депутат ЗакСа Анастасия Мельникова, если с ребёнком что-то случится, медсестра имеет право оказать только доврачебную помощь: «Она измерит температуру, давление, вызовет скорую помощь и оповестит родителей. Мне кажется, нужно серьёзнее подходить к вопросу, бывают ситуации, когда действовать нужно оперативнее».

Однако система медицинского обслуживания в образовательных учреждениях позволяет проводить ежегодную диспансеризацию и прививочные кампании — в этом её главная цель. Правда, для этого нужно специальное оборудование. Например, холодильники для хранения вакцин.

Председатель территориальной организации Кировского района Общероссийского профсоюза образования Надежда Скуратова говорит, что оборудование всегда покупается за счёт школьного бюджета.

Поликлиника предоставляет только медицинский «инвентарь» — например, бинты, хлоргексидин, зелёнка.

«Каждый кабинет должен пройти лицензирование, для этого школе нужно иметь определённое оборудование, соответствующее всем стандартам. Когда я работала директором школы, мы модернизировали оснащение медпункта в 2014 году, сделали в кабинете ремонт за счёт собственного бюджета. Если нужно что-то обновить (например купить новую кушетку), то медики приходят к нам и говорят об этом. Если у школы есть деньги, мы закупаем всё необходимое, серьёзных проблем с оборудованием нет, — рассказывает Надежда Скуратова. — Однако перечень медикаментов, которые предоставляют школе медики, серьёзно сузился. Мы не считаем это правильным».

Смена кадров

Но в целом, как представляется, оборудование и медикаменты — второстепенная проблема. Куда важнее, что сейчас среди школьных врачей и медсестёр наблюдается серьёзная текучка кадров. У медицинских сотрудников, закреплённых за школами, забрали дополнительный отпуск. Кроме того,
школьной медсестре платят меньше, чем в больнице. Многие в этой ситуации просто не видят смысла оставаться.

Надежда Скуратова отмечает, что сейчас в школах работают в основном пенсионеры, молодым специалистам неинтересно трудиться за небольшие деньги.

«В моей школе работал врач с большим стажем и опытом, она контролировала прививочные кампании, общалась с родителями и учениками, проводила диспансеризацию. Но она находилась
в школе только два дня в неделю, у неё были другие участки, например, ещё один детский сад», — рассказывает Надежда Скуратова.

По её словам, найти медицинский персонал в школу трудно, и когда медсестра находится, она — довольно часто — начинает думать об увольнении уже в ближайшее время.

«Возможно, стоит рассмотреть социальный пакет для медицинских работников, которые закреплены за школами. Я бы попросила директоров и медперсонал присылать нам запросы, чтобы мы были в курсе ситуации и понимали, как реагировать на возникающие трудности», — говорит Анастасия Мельникова.

Ещё одна серьёзная проблема — частое нежелание родителей ставить прививки и отправлять детей на ежегодную диспансеризацию. По словам Надежды Скуратовой, прививочные кампании проходят успешно только в том случае, если учителя и медики активно работают с родителями учеников. С диспансеризацией ситуация ещё сложнее. Нередко родители просто игнорируют направления школьного врача.

«Мы активно взаимодействуем с семьёй школьника, проговариваем это. Проблема может быть несерьёзной, но, если врач говорит, что стоит посетить кардиолога, значит это необходимо сделать. Ведь главное лечение — это профилактика. Очень многих проблем со здоровьем взрослых можно
избежать, если внимательно следить за ним ещё в подростковом возрасте», — подчёркивает Надежда Скуратова.

Фото: Александр ГЛУЗ