В этом фильме практически все мужчины носят красные шапочки, они обмотаны тюрбаном, что выдаёт в них учёных истинного ислама. Когда камера сверху следит за их богословскими беседами или проходами по галереям — это очень красиво.

Исламский университет аль-Азхар в Каире — место, в которое мечтает попасть любой набожный египтянин. Мусульманская мекка, которой больше тысячи лет, готовящая имамов и будущих шейхов, свободна от политики и не подчинена правительству. Пусть и под присмотром высших сил, но это место — слишком мало, чтобы противостоять контролю от государства. Правда, власти приходится прибегнуть к ухищрениям, чтобы на теле страны не осталось ни одного незаражённого участка. Ведь когда опухоль небольшая, её ещё можно вырезать. Но по мере распространения по всему телу становится всё сложнее с ней бороться.

Фильм «Заговор в Каире» (оригинальное название переводится как «Мальчик с небес») снял Тарик Салех — гражданин Швеции с египетскими корнями, чьи фильмы уже запрещены к показу на исторической родине. Такова была судьба картины «Случай в отеле “Нил Хилтон”», где режиссёр выступил с критикой каирской полиции в эпоху Хосни Мубарака. «Заговор» тоже отнюдь не безобидное высказывание о политических играх и длинных руках власти.

Мальчик с небес — это юноша Адам (Тауфик Бархом) из маленького рыбацкого посёлка, получивший стипендию в аль-Азхар. Он не знает и не видел жизни: ему это и не нужно, ведь его собственная подчинена служению Аллаху. Вскоре после начала его обучения в университете умирает Великий имам — человек, имеющий влияние на всех мусульман. Чтобы следующий имам поступал не только по Корану, но и в соответсвии с политикой партии, запускается многоходовая подковёрная игра. Пешкой в которой становится наивный Адам, сын рыбака. Полковнику египетской спецслужбы Ибрагиму (Фарес Фарес) поручено «поставить» Великим имамом «своего» человека, лояльного к президенту. Когда у власти нет прямого давления на университет, это не так-то просто. Полковник делает Адама своим осведомителем, — а юноша, верующий, что судьбу выбирает Аллах, смиренно выполняет все поручения. Чтобы продвинуть своего кандидата в Великие имамы, используются все грязные приёмы: шантаж, компромат, подкидывание запрещённых книг и улик.

Как крепко сбитый детектив, «Заговор в Каире» захватывает множеством параллельных ходов — чтобы распутать их все, нужно быть как минимум Шерлоком Холмсом. Было бы странно, если бы в фильме, в центре которого стоит религиозное учреждение, не поднималась тема стойкости веры. Адам, в короткий период увидевший (и даже совершивший) столько предательств, начинает понимать разницу между судьбой, предписанной Аллахом, и отданной в плохие руки. Сможет ли он противостоять — об этом в фильме.

В контексте с «Заговором» хочется вспомнить сериал Паоло Соррентино «Молодой Папа». Если вы его знаете и были заворожены картинкой — эффектными съёмками, тщательно продуманными кадрами, — то и «Заговор в Каире» должен оставить сильное впечатление. Красивый и динамичный, фильм уже получил награду за лучший сценарий в Каннах и сейчас входит в список претендентов на «Оскар-2023» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Хочется верить, что его ждёт счастливая судьба.

Текст: Анастасия Житинская
Фото: https://vk.com/avrora_cinema_spb?w=wall-52403_18292&z=photo-52403_457244937%2Fwall-52403_18292