«Вечерний Санкт-Петербург» продолжает совместный проект, в рамках которого глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа Михаил Барышников отвечает на вопросы читателей и редакции о формировании нового городского бюджета.

Сейчас в Петербурге проходит третий цикл проекта «Твой бюджет в школах». Суть проекта в том, чтобы дать школьникам возможность принять участие в управлении школьным бюджетом и реализовать собственные идеи по преобразованию школьного пространства. Бюджет одной инициативы — до 3 млн рублей. Всего до конца этого года будет отобрано 30 инициатив-победителей на общую сумму 90 млн рублей. Инициативы-победители будут реализованы в 2023 году за счёт бюджета Санкт-Петербурга.

В отличие от аналогичного «взрослого» проекта (проект «Твой бюджет») спектр школьных инициатив ограничен территорией школы. Дети не могут предлагать проекты, реализация которых находится вне полномочий школы. А что можно? Можно модернизировать актовый зал, создать зону для общения и досуга, обустроить медиастудию, сделать теплицу или живой уголок, обновить спортплощадку, организовать секцию киберспорта и многое другое. Главное — чтобы это были детские инициативы, отражающие представление подростков о современной школе.

Для этого организаторы проекта придумали целую технологию, способствующую тому, чтобы креатив рождался «правильно»: не от задачи «освоить бюджет», не под влиянием взрослых и даже не от имеющейся проблемы (как это делается в рамках социального проектирования). Технология детского форсайта, положенная в основу образовательного модуля проекта, задаёт другой вектор — образ школы будущего.

Старшеклассники вначале обсуждают, что такое для них «идеальная школа», что такое «успешный человек» и чего не хватает современной школе, чтобы с её помощью подросток мог развить в себе те качества, которые помогут ему добиться успеха в жизни. В результате ребята учатся не просто планировать пространство и бюджет, они выстраивают более сложные конструкции: «Новые типы пространства — новые формы деятельности — новые качества и компетенции».

Для ребят это даёт прокачку навыков проектной работы, презентационных и коммуникационных навыков, позволяет повысить уровень бюджетной и финансовой грамотности. По итогам проекта многие отмечают, что дети стали общаться, интересоваться другими проектами и возможностями, стали более уверенными в себе. Кто-то поймал драйв от работы в команде, кто-то почувствовал в себе лидера, кто-то заинтересовался вопросами медиа и дизайна, финансов и социологии.

Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников на семинаре-совещании для педагогов и наставников проекта, состоявшемся 23 сентября в АДК «Невская ратуша», «в этом проекте процесс важнее результата». Даже если образовательное учреждение не выиграет приз в 3 млн рублей, у него остаётся нечто куда более ценное — горящие глаза детей, мечтающих сделать свою школу лучше!

«Я убедился в этом лично, побывав в двух школах-участницах прошлогоднего цикла — школе № 411 “Гармония” и школе №429 им. М.Ю. Малафеева Петродворцового района, — рассказал Михаил Барышников.Детям можно и нужно доверять. В том числе небольшую часть школьного бюджета, часть школьного пространства. Только так можно воспитать в молодом человеке ответственность и уверенность в своих силах. Кроме того, уверен, что для педагогов и наставников это прекрасная возможность получить обратную связь от старшеклассников, запустить процесс школьных преобразований и укрепления школьного сообщества».

Текст: Василий ИВАНОВ; Фото: Александр Глуз/»Петербургский дневник»