В 2022 году в России впервые проводится Фестиваль-конкурс «Стихопесня». В нем принимают участие исполнители авторских песен, талантливые стихотворцы и чтецы. Цель фестиваля – сделать поэтическое творчество более востребованным и популярным в России и в СНГ.

Никита Шачнев – продюсер фестиваля «Стихопесня». Помимо этого он отвечает за концерты и пиар-деятельность конкурса, а также является членом жюри. Никита рассказал корреспонденту «Вечёрки» о мероприятии.

— Никита, как был придуман конкурс «Стихопесня»?

— Идея проведения фестиваля пришла еще два года назад известной поэтессе, члену Союза писателей России Любаве Трофимовой. Любава и раньше проводила конкурсы в своем инстаграме – ей присылали стихи и песни в виде видеороликов. Но шло время, и мы поняли: необходимо сделать что-то более масштабное. Мы решили отойти от только лишь онлайн-формата и проводить живые выступления. Так появился фестиваль.

Сначала видео с выступлениями присылают в нашу группу Вконтакте, где их оценивает компетентное жюри. Второй этап проводится в виде живых концертов в восьми городах России – Москве, Петербурге, Казани, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде. Оценивать творчество на концертах уже предстоит зрителям. Финал конкурса также пройдет очно — в столице России. Выбирать победителей на нем будет жюри совместно со зрителями.

— В этом году конкурс организуется в первый раз. Какие у вас планы на проведение «Стихопесни» в последующие годы?

— Мы планируем сделать конкурс ежегодным. Также хочется, чтобы в нем могли принять участие не только русскоговорящие, но и авторы, создающие произведения на национальных языках. Скорее всего, в будущем мы выделим для этого отдельное направление конкурса. Что касается России, мы хотим расширить количество городов-участников: к восьми существующим добавить еще 4-6 населенных пунктов. И в этом году нет отдельной номинации для детей – участники младше 15 лет соревнуются наравне со взрослыми. В 2024 году планируем начать проведение отдельного ежегодного фестиваля под названием «Стихопесня. Дети».

— Люди из каких стран приняли участие в конкурсе?

— Помимо России, свои заявки прислали граждане Украины, ДНР, ЛНР, Беларуси, Казахстана и прочих государств.

— Сколько деятелей искусств заинтересовались фестивалем-конкурсом?

— На данный момент к нам поступило уже больше 2500 заявок, но ролики с выступлениями продолжают приходить.

— Какова концепция фестиваля?

— Выложить пост в Интернет со своим выступлением может каждый, но не каждый знает, как продвигать себя. Наша концепция очень проста: мы хотим дать людям возможность быть услышанными и увиденными. В России и СНГ такие виды творчества, как поэзия, чтение стихов, авторская музыка не пользуются популярностью. Есть много талантливых мастеров, но о них просто никто не знает. Мы же даем возможность познакомиться с их творчеством всей стране.

Отдельно стоит отметить тот факт, что Любава Трофимова в группе фестиваля проводит онлайн-эфиры, где отвечает на вопросы участников. Основываясь на собственном опыте, поэтесса рассказывает, как продвигать свое творчество, как стать известным. Дает советы, какие использовать варианты — в том числе, если не хватает средств, — как развиваться, как писать музыку для стихов, чтобы композиция привлекла больше аудитории. Мы помогаем людям стать более заметными, в этом и состоит посыл фестиваля.

— В фестивале-конкурсе три номинации: чтение стихов, поэзия и авторская песня. В какой категории вы работаете в жюри?

— Я, являясь руководителем группы собственных музыкальных лейблов, оцениваю людей только в номинации «авторская песня». Второй член жюри в этой тематической группе – Ольга Кузнецова, директор Факультета современной музыки Университета «Синергия».

— По каким критериям вы оценивает участников?

— Три основных критерия, по которым я произвожу оценку выступления, – это саунд (то есть, звучание голоса или музыкального инструмента), текст песни и то, как человек преподносит себя публике, как ведет себя на сцене.

Я смотрю не только на то, талантлив ли человек, но и на то, можно ли его «раскрутить». К примеру, мне не нравятся песни, в которых есть мат. Я понимаю, что аудитории, на которую нацелен наш фестиваль, такая музыкальная композиция «не зайдет». Положением фестиваля у нас полностью запрещен мат в конкурсных произведениях, поэтому, если участник использует нецензурную лексику, то, естественно, он дальше не проходит.

— А готовы ли вы уже сейчас за кого-то проголосовать?

— Да. Хоть приемок заявок пока идет, но мне уже понравились несколько композиций. В них есть хук – цепляющий момент. После того, как я услышал эти песни, они еще несколько дней крутились у меня в голове. Я считаю, кто-то из этих исполнителей достоин выйти в финал! Но, конечно же, все будет обсуждаться со вторым членом жюри, а также — на этапе полуфинала и финала – оцениваться и зрителями.

— Какие награды ждут победителей и призеров?

— Победители полуфинала получат домашние студии звукозаписи, а победители финала – возможность записать свой альбом, его выпуск на мировых музыкальных площадках и помощь с его продвижением.

В мае генеральным партнером Фестиваля-конкурса стал Университет «Синергия». От него тоже будут ценные призы, главный из которых – бесплатное обучение по программе высшего образования «предпринимательство в музыкальном бизнесе».

— Может ли нынешняя политическая обстановка как-то повлиять на мнение жюри, на выставление оценок?

— Мы отделяем творчество от политики. У нас есть участники из Крыма, ДНР и ЛНР, Украины, и мы всех оцениваем объективно, непредвзято. То же касается людей с ограниченными возможностями здоровья, а также любых народов России. Если человек читает свой или чужой стих, поет авторскую композицию, у него нет никаких ограничений для участия в фестивале. Мы скажем только: «Добро пожаловать!».

Беседовала Диана Мясищева