История кино в России неразрывно связана с Санкт-Петербург. В городе есть конкретное место – летний сад «Аквариум», с которого свое триумфальное завоевание аудитории начал синематограф. Здесь 16 мая 1896 года состоялся первый в России общественный показ фильма, спустя год после первого показа в мире.

Это было важное и обсуждаемое событие, зрителям показали «ожившие» фотографии братьев Люмьер. Фильм длился всего лишь восемь минут, но эти минуты стали для зрителей того времени настоящей революцией.

Показ фильма был организован французом Раулем Гюнсбургом. Публика увидела знаменитые работы братьев Люмьер: «Прибытие поезда», «Разрушение стены», «Завтрак младенца» и другие.

Всего годом ранее братья Люмьер получили патент на созданный ими аппарат «Синематограф», и он уже был завезен в Россию.

Назвать работы того времени фильмами сложно, особенно в сравнении с нынешними достижениями индустрии. Тогда синематограф представлял собой универсальное устройство, которое могло как снимать фильм, так и показывать его. Эффект на зрителя производился быстрой сменой отдельных картинок, которые превращались в видеоряд при скорости 24 кадра в секунду.

Помимо первого публичного показа, в 1986 год был снят и первый российский документальный фильм. Его режиссером стал оператор Камилл Серф, работавший на братьев Люмьер. Серф запечатлел на пленку процесс коронации Николая II. Впоследствии репортаж был показан на Нижегородской ярмарке.

Известными воспоминаниями о первых российских показах стали записи Максима Горького.

Из газеты «Нижегородский листок»: «Вчера я побывал в царстве теней. И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».

Так писал Горький после просмотра фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. Сам писатель в свою очередь стал значимой фигурой в киноиндустрии, так как спустя два десятилетия его произведения часто экранизировались.


Первый показ повлиял и на место его проведения. Впоследствии «Аквариум» стал местом, где кино непосредственно производилось. В декабре 1923 года в его помещениях расположилась киностудия «СевЗапКино», которая через год была переименована в «СовКино». В 1925 году появилось название «Ленинградкино», в 1930 году — «СоюзКино». А в 1934 года киностудия получило знаменитое и привычное название «Ленфильм».

Как жила киноидустрия в то же время в других странах?

Братья Люмьер не были первыми, кто изобрел аппарат для съемки фильмов. К ранним изобретениям относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), русского фотографа В. А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892).

Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор «паноптиком» У. Латама (1895) и др.

Первые фильмы, конечно, создавались черно-белыми и не имели звукового сопровождения. Они относились к жанру документального кино. Работы братьев Люмьер послужили зарождению развлекательного жанра.

Примерно в одно время в мире создаются известные киностудии. В России это «Ленфильм» и «Мосфильм». В США – голливудская киностудия «Нестор».

Как индустрия кино начинает развиваться с 1920-х годов. В то время начинают появляться первые продюсеры и получает развитие развлекательные фильмы. Особую популярность получают комедии с Чарли Чаплином. В России этот период связан с появлением кинокартин Сергея Эйзенштейна.

Алёна Панаран