17 февраля 1852 года состоялось открытие первого публичного художественного музея России. Это событие стало одним из самых значимых в культурной жизни Российской Империи. Для размещения экспозиции почти десять лет, с 1842 по 1851 гг., строили специальное здание, получившее название Новый Эрмитаж.

Становление музея

Идея создания музея принадлежала Императору Николаю I. Совершая путешествие по Германии в 1838 году, он посетил Старую пинакотеку – картинную галерею, построенную в венецианском стиле. Николай Павлович оценил рациональную планировку здания, а также одновременное сочетание роскоши и функциональности залов. Восхищенный творением ее создателя, архитектора Лео фон Кленце, монарх предложил зодчему создать проект здания музея в Петербурге.

Для того чтобы контролировать процесс строительства, который в общей сложности длился девять лет, Кленце приезжал в Россию семь раз. В своем проекте Нового Эрмитажа баварский архитектор придерживался традиций древнегреческой архитектуры. По замыслу зодчего, здание должно было отличаться простотой и ясностью композиций, скупостью убранства, органичной связью архитектуры и скульптуры.

Возведение музея осуществлялось под наблюдением специально созданной Строительной комиссии, одними из членов которой были русские архитекторы Василий Стасов и Николай Ефимов. Они создавали рабочие чертежи здания по эскизам Кленце, а также вносили изменения в некоторые его идеи.

Особая роль в оформлении интерьеров была отведена лично Николаю I. Он дал указание изготовить однотипные рамы, содержащие надписи на русском и французском языках, а также рисовал планы комнат с полотнами. Итогом многолетнего строительства стало создание одного из самых изысканных архитектурных творений.

Официальное открытие

По случаю открытия Императорского Эрмитажа в Петербурге состоялось грандиозное празднество, на котором присутствовало 600 гостей. Вечером для приглашенных в Эрмитажном театре была показана опера-буффа Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» и балет Чезаре Пуньи «Катарина, дочь разбойника».

По окончанию представления собравшиеся последовали в Новый Эрмитаж, где состоялся торжественный ужин. Празднование, на котором присутствовал и сам монарх с семьей, проходило в трех самых больших залах музея.

Первые несколько лет экскурсии по музею были доступны только ограниченному кругу лиц. Работал Новый Эрмитаж шесть дней в неделю по 2-3 часа. Вход осуществлялся по пригласительным билетам, выдававшихся в Придворной конторе. Кроме того, действовало распоряжение о допуске женщин только в придворных платьях, а мужчин – исключительно во фраках.

Однако уже к концу правления Николая I попасть в Императорский музей стало значительно легче. А при Александре II вход в Новый Эрмитаж и вовсе стал бесплатным и доступен всем желающим.

@thehermitagemuseum

Формирование коллекции

По воле Императора, Новый Эрмитаж формировался как музей искусства и археологии, чем напоминал известные музеи Европы того времени.

На первом этаже были размещены залы античного искусства, античной и русской скульптуры, коллекция гравюр. Библиотека Вольтера, размешенная в отдельном шкафу, находилась рядом с мраморной статуей философа.

Второй этаж был занят картинной галереей старых западноевропейских мастеров. В начале 1860-х годов произошли существенные изменения в экспозиции Нового Эрмитажа в связи с приобретением коллекции маркиза Кампаны – почти все залы, находящиеся на первом этаже, оказались заняты «антиками».

На момент открытия, в 1852 году, в музее уже хранились уникальные коллекции памятников античной, средневековой, древневосточной и даже древнеегипетской культур. Одним из наиболее ценных произведений, находящихся в Новом Эрмитаже в тот период, стала известная всему миру картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Среди важнейших источников пополнения собраний музея во второй половине XIX века были дарения и закупки у русских коллекционеров.

Наши дни

На сегодняшний день Новый Эрмитаж является одной из ключевых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Большинство интерьеров 60 залов и кабинетов музея до настоящего времени сохранили свой первоначальный облик.

В Императорском Эрмитаже можно познакомиться с собраниями произведений немецкой, итальянской, голландской, французской, русской школ живописи, а также оценить редчайшие коллекции искусства античного времени.


Кстати, именно сегодня, 17 февраля, в честь своего 170-летия в Эрмитаж можно будет попасть бесплатно. Власти города сняли ограничения на посещение публичных мест для детей до 18 лет, и руководство музея вернуло акцию – каждый третий четверг месяца бесплатный вход для школьников. Символично, что сегодня он совпал с юбилеем.

Виктория Рубаненко