С датой 25 января связаны не только Татьянин день и студенческий праздник, но и день закрытия главного храма Санкт-Петербурга – Казанского собора. Ровно 90 лет назад храм был закрыт, в нём прекратились богослужения, многие ценности были распределены между музеями.

15 ноября 1932 года в здании собора открылся Музей религии и атеизма. В день, памятный для православных христиан, и всех, кто интересуется историей города, проанализируем события 1932 года и то, что им предшествовало.

Религия и государство в период его становления

После Октябрьской революции 1917 года вторым Всероссийским съездом Советов принят Декрет о земле, которым национализированы земли, принадлежащие монастырям и церквям. «Вечёрка» подробно рассказывала о нем в материале «И без призыва приду в храм…»

Согласно пункту 2 «все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания».

23 января 1918 года вышел Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому Россия становилась светским государством. Данный документ предусматривал лишение религиозных организаций прав юридического лица и собственности на принадлежавшие здания. Церкви стали принадлежать государству, а религиозными организациями использоваться на правах аренды.

Позднее, в октябре 1922 года, начала работу Комиссия по проведению отделения церкви от государства при Центральном комитете партии большевиков. В 20-х годах эта комиссия отвечала за политику государства в отношении церкви. Деятельность проходила под эгидой «эффективной борьбы с религиозными организациями и их вредной идеологией». В то же время на окраинах России проводилось уже изъятие имущества у церквей, прекращались выплаты духовным лицам.

В 1921-1922 году, в период борьбы с голодом, изымались многие церковные ценности. Был изъят и серебряный иконостас Казанского собора, позднее его переплавили в слитки, судьба которых неизвестна.

В 1929 году вышел секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», борьба с религией была приравнена к классово-политической, что означало новое наступление на религию.

8 апреля 1929 года принято знаковое Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», оно существенно ограничивало права религиозных объединений, в частности, лишало возможности заниматься благотворительной деятельностью, организовывать паломничество к святым местам.

Принятая в мае 1929 года новая редакция статьи 4 Конституции РСФСР на законодательном уровне ставила верующих в неравное положение по сравнению с другими гражданами. А инструкция НКВД, датированная 1 октября 1929 года, отнесла представителей духовенства к «лишенцам».

Таким образом, в конце 20-х годов борьба с религией продолжалась и усиливалась.

15 февраля 1930 года вышло новое антирелигиозное Постановление правительства, «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Органы власти на местах обязаны были усилить контроль над представителями религиозных общин.

Принимаемые государством меры по борьбе с религией вызывали сопротивление верующих и духовенства, в стране происходили массовые выступления на религиозной почве. Судя по дальнейшим мероприятиям, протесты верующих не оказали значительного влияния на позицию власти относительно религии.

На XVII партийной конференции была определена основная политическая задача второй пятилетки – окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов, превращение всего трудящегося населения в сознательных и активных строителей социалистического общества. Такая политика вызвала усиление антирелигиозной деятельности.

Казанский собор в период антирелигиозных мероприятий

26 декабря 1931 года президиум Леноблисполкома и Ленинградского Совета народных депутатов принял решение о закрытии Казанского собора, мотивируя его необходимостью сохранения здания, имеющего исключительную архитектурно-историческую ценность.

По мнению властей, у церкви не имелось средств для сохранения памятника истории, вследствие чего собор постепенно разрушался. Решено было передать здание Академии наук для музея истории религии. Церковь обжаловала принятое решение, но ВЦИК 9 января 1932 года утвердил закрытие Казанского собора. Постановлено также о передаче иконы Казанской Божьей матери другому молитвенному зданию по договоренности с религиозным обществом.

В журнале «История Петербурга» № 5(39) 2007 опубликована статья доктора философских наук, профессора СПбГУ Т.В. Чумаковой, материал посвящен Музею истории религии.

По мнению автора статьи, формальным основанием для утверждения решения о передаче Казанского собора Академии наук послужило распределение доходов собора.

Из приходно-расходных ведомостей храма следовало, что на ремонт и содержание здания тратилась весьма незначительная часть поступлений.

Передача здания собора происходила 5 февраля 1932 года, было отмечено загрязнение лестниц и чердаков, частичное разрушение пола в подвале и затопление его водой. Как отмечает Т.В. Чумакова, в сухой части подвала находились овощные склады Ленпищеторга, в которых хранилось до 500 тонн картофеля.

Народный комиссариат просвещения принял участие в судьбе Казанского собора, и 9 апреля 1932 года вынес решение по вопросу передачи здания Музею истории, отметив условие сохранности здания как архитектурного памятника.

Впоследствии изменения коснулись декоративного убранства храма. Удалены были религиозные надписи, а на фронтоне написано «Академия наук СССР. Музей истории религии». Живопись в алтаре и на парусах решено было сохранить, так же как и все детали интерьера храма.

А вот крест с купола собора был снят, вместо него водружён позолоченный шар со шпилем. Утварь Казанского собора была распределена между музеями города, большая часть утвари, иконы, живописные работы переданы Русскому музею. Много церковных предметов хранилось в подвалах и на чердаках, периодически использовалось в экспозициях музея.

На чердаке собора были спрятаны мощи князя Александра Невского, святого Серафима Саровского, святых Зосимы, Германа и Саватия Соловецких, Иосафа Белгородского. В храмы святыни вернулись в 1989-1991 годах.

Возрождение собора

Днём возрождения Казанского собора считают 4 ноября 1990 года. Именно в праздник Казанской иконы Божьей матери священником Григорием Красноцветовым в соборе совершена Божественная литургия. Сотни людей, присутствующих на богослужении, заняли всё пространство храма. Позднее образовалась община Казанского собора.

Возвращение здания происходило медленно. В 1991 году совет общины договорился с администрацией музея о проведении регулярных богослужений в воскресные и праздничные дни. Службы проходили в северо-восточной части храма, а главный придел был освящен только через год.

В апреле 1994 года на купол здания установлен крест, 29 марта 1998 года произошло полное освящение храма. В 2000 году Казанский собор стал кафедральным.

Татьяна Бакланова