В Этнографическом музее до середины февраля открыта выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов Северной Евразии».

Знаете ли вы, что Вселенная («весь видимый и невидимый мир») родилась из… семи яиц, снесенных Уткой? Во всяком случае, именно такую версию предлагает карело-финский эпос «Калевала». Хотя есть и другой вариант (его предпочитают северные русские народы, финно-угры, народы Сибири). Тут Утка или Гагара ныряет на дно мирового океана и добывает песчинку, из которой возникает земная твердь…

На выставке в Этнографическом музее легко убедиться в том, что птица, приложившая лапы и крылья к сотворению мира, пользовалась у народов Северной Евразии заслуженным уважением. Например, в Енисейской губернии фигуры мифических уток устанавливали на дереве у шаманского мольбища, а шаманы украшали свое одеяние металлическими подвесками в виде водоплавающих пернатых…

Центральная витрина «Вселенского бестиария» посвящена именно птичьим образам. В ней собраны и культовые, и бытовые предметы: охотничьи манки, декоративные детали лодок, солонки, игрушки…

«Мы осознанно отказались от этикеток, – объясняет куратор выставки Валентина Кузнецова. – Это ассоциативная композиция, единый птичий мир. Нашей задачей было показать замечательные экспонаты и поразмышлять об образе, который пронизывает фольклоры разных народов.

Конечно, когда мы смотрим на солонку в форме птицы, мы не видим за ней древний миф. Что вкладывал резчик в конкретное изображение? Мы не знаем. Но как у дерева есть мощная корневая система и мелкие листья, так и миф прорастает в быту, декоративно-прикладном искусстве часто повторяющимися сюжетами, персонажами».

По соседству с птичьей витриной – витрина оленья. И еще одна история – о сотворении созвездий. Согласно ей, охотник (человек или божество), увлеченный погоней за оленем или лосем (это может быть обычное животное, или волшебный шестиногий зверь) попадает на небо. Следами небесной охоты легенды люди называют созвездия Большой и Малой Медведиц, даже сам Млечный путь…

Вспоминая эту легенду, эвенки разыгрывали эпизоды космической охоты на новогодних празднествах. Например, пускали стрелы в деревянную фигуру оленя. На выставке можно во всех подробностях рассмотреть и костюм охотника, и его оружие, и жертвенные рога убитых животных… И еще раз поразмышлять о том, как мифологические сюжеты и образы наполняли, расцвечивали быт. Свидетельство тому – костяная трубочка для питья талой воды (ею пользовались норвежские саамы). Она украшена гравировкой, изображением оленя. Так же, как и кружок для прессования сыра (тоже саамский, но уже из Финляндии), нож для разрезания бумаги (Карелия), ножны (Тобольская губерния).

Есть в витрине и игрушки-олени, и формы для архангельских «козуль» (рождественских пряников)… Они уже не имеют прямого отношения к той «первой» охоте, но звучат ее эхом. Это еще один след, оставленный небесным лосем или чудесным оленем.

Точно так же, как многочисленные игрушки-лошадки, украшения крыш крестьянских домов в форме конской головы, полотенца, на которых вышиты кони – отзвук мифа о коне солнечном. Если верить коми-пермяцким легендам, это полезное животное существовало еще до сотворения земли, именно на нем ездил один из демиургов по имени Ен. И до сих пор три коня разной масти держат землю, сменяя друг друга «на стыке зимы и лета».

Да и другие звери честно играют свои роли в мифологическом театре народной культуры. Медведь – хозяин леса, гор и всего животного царства – охраняет людей, своих потомков, от злых духов, приносит им удачу и плодородие. Духи-помощники сопутствуют шаманам в путешествиях между мирами и дают силы для лечения болезней. Они являются в образе птиц, змей, животных и рыб. Их изображениями украшен шаманский костюм, их фигурки (иногда вполне натуралистичные, иногда очаровательно наивные) участвуют в празднествах и ритуалах. Во всяком случае, так было еще в конце «просвещенного XIX столетия» (большая часть предметов, представленных на выставке относится к его второй половине – началу века ХХ).

Отдельную компанию составляют «заморские» и фантастические звери, проникшие в Северную Евразию вместе с книжной христианской культурой: львы и единороги, слоны и павы (павлины), драконы и чудесные птицы (сирины, алконосты). Не каждого из них узнаешь с первого взгляда (слон может оказаться похожим на медведя, лев – на ослика), но все они на редкость симпатичны.

Эти существа постепенно населили и обжили мифические миры, созданные древними животными-демиургами, сделав их менее суровыми и опасными. Из княжеских дворцов и церквей они проникли в дома крестьян и горожан, стали персонажами сказочных историй. Их изображения появились на лубочных картинках, резных наличниках, вышитых полотенцах, амулетах…

Знаете ли вы, кто такой Китоврас? Или богатырь Полкан? Это – родственники античных кентавров. Тоже мудрые, иногда добрые, временами зловредные. Узнать об их нравах и приключениях тоже можно на выставке «Вселенский бестиарий».

Она невелика и занимает всего один зал. Зато очень тщательно продумана и простроена, с фантазией оформлена и дополнена познавательными комментариями – фрагментами мифов, пояснениями к ним, цитатами из литературных произведений. Часть их размещена на стендах, часть спрятана за QR-кодами и доступна владельцам смартфонов. Ту же полезную информацию можно найти на сайте Этнографического музея.


Екатерина Гиндина

Фото предоставлены пресс-службой Этнографического музея