Все чаще разрушающиеся здания вдохновляют на творчество: художники бросают вызов коммунальщикам и комитетам по охране памятников истории и культуры, и даже используют в создании инсталляций обломки зданий и звуки осыпающейся штукатурки.

Популярные сегодня художники Дмитрий Окружнов и Мария Шарова представили в Казани на выставке Present inthe Past («Настоящее в прошлом») свои работы – девять крупноформатных полотен, дополняемых обломками и звуками отпадающей от стен штукатурки. Свое творчество они охарактеризовали как фрагментированный распад реальности.

По словам авторов, однозначного прочтения их работ не существует, каждый человек может сделать выводы после просмотра: кто-то задумывается о собственных возможностях, кто-то видит в работах момент утраты. Правда, как говорят авторы, их картины – это больше про сетевую утрату, про мысли о том, что будет через время, нежели про физическую.

А вот петербургский художник Алексей Грибель запустил в городе на Неве эпидемию самолечения домов. Он создает концептуальный стрит-арт с единственной целью – чтобы люди, в особенности коммунальные службы и власти города, задумались о реконструкции зданий, которые никто не восстанавливает, и они вынуждены доживать свой век под девизом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». На фасады разрушающихся зданий художник помещает гипсовые фигуры рук. Одна из них стягивает треснувшую штукатурку, вторая при помощи иголки и нитки пытается залатать последствия разрушений. 

Первая работа Алексея Грибеля появилась в Петроградском районе в сквере Виктора Цоя. Она называется «Сам справлюсь». Вторые гипсовые руки «отросли» у дома №30-32 по Малому проспекту Васильевского острова. По мнению художника, Петербург давно просит помощи, но не может ее получить. Чтобы Северная столица окончательно не превратить в «Развалинград», здания вынуждены «отращивать руки», без них им не справиться.

Коммунальщики и представители власти не могут протянуть руку помощи разрушающимся зданиям: у Петербурга хватает средств лишь на выполнение минимальных работ по восстановлению. Показательна судьба известной в городе «заброшки» — здания Конюшенного ведомства, построенного по проекту архитектора Николая Гербеля. Его судьба много лет остается нерешенной после того, как градозащитники почти десять лет назад помешали разместить в ведомстве элитный апарт-отель. Позже на территории комплекса хотели превратить в социокультурное пространство: два года назад инвесторы предлагали создать общественную площадку с музеем, коворкингами, магазинами, ресторанами и пр. В 2019 году представители от бизнеса представили свои концепции, но ни одна из них не наша поддержки.

Единственное, что делают городские власти, – передают комплекс из рук в руки. С 2016 года собственником ведомства был Государственный музей истории Петербурга. Тогда были проведены минимальные противоаварийные работы по замене кровли, усилению фундамента и конструкций здания, частично отремонтирована система теплоснабжения, потрачено около 270 млн рублей. В январе 2021 года объект перешел в ведение Агентства по развитию имущественного комплекса. Тогда же стала появляться информация о возобновлении работ, но частично – специалисты планировали исследовать состояние прочности несущих конструкций. Сейчас в Смольном говорят, что не готовы обсуждать реконструкцию объекта. Губернатор Александр Беглов заявил, что вопрос об использовании Конюшенного необходимо поднимать только после расчета стоимости работ по его приспособлению.

При этом попытки города реконструировать комплекс самостоятельно вылились в многомиллиардные траты при нулевом результате – на его восстановление уже ушло около 4 млрд. Сегодня Императорское конюшенное ведомство фактически находится в законсервированном состоянии.

В 2021 году на реставрацию исторических сооружений Петербурга было выделено более 2 млрд рублей. К слову, это в два раза меньше, чем потрачено на Конюшенное. Тысячи архитектурных объектов города нуждаются не просто в противоаварийных работах, а в полноценном возрождении. И, кажется, необходимость восстановлениязамечают все горожане и приезжающие в Петербург туристы, но не представители профильных комитетов. А деятели искусств как могут подстегивают чиновников, правда, пока безрезультатно: потому что или у зданий «вырастают руки», или волонтеры на общественных началах как могут стараются внести свою лепту в возрождение исторических объектов.


https://spbdnevnik.ru/news/2021-01-13/spetsialisty-issleduyut-prochnost-nesuschih-konstruktsiy-konyushennogo-vedomstva

https://www.fontanka.ru/2019/04/18/103/

https://www.zaks.ru/new/archive/view/213518

https://forpost-sz.ru/a/2021-02-13/smolnyj-otrestavriruet-dachu-orlova-v-strelne-i-seminariyu-aleksandro-nevskoj-lavry

https://m.business-gazeta.ru/article/517519

https://spb.mk.ru/social/2021/07/25/sam-spravlyus-v-peterburge-poyavilsya-novyy-skulpturnyy-stritart-posvyashhennyy-razrushennym-zdaniyam.html