В музее современного искусства «Артмуза» проходит выставка грузинских художников «From Georgia with love». На экспозиции представлены картины таких художников как Илья Балавадзе, Михаил Балавадзе, Мераб Сурвиладзе, Луиза Лаперадзе, Лана Цагарейшвили, Арчибальд Кордзая, Наталья Лашхи и Давид Члаидзе.

Все желающие могут бесплатно посетить выставку до 31 августа.

«From Georgia with love» – это презентация петербуржцам современного грузинского изобразительного искусства, неизвестного раннее.

Надо понимать, что живопись в Петербурге и Тбилиси развивается по-разному. Грузинские мастера, работающие в Северной столице, опираются на традиции классической живописи, в то время как в Грузии мастера развиваются в направлении Contemporary art. Поэтому цель данной выставки заключается в представлении петербургскому зрителю грузинского актуального искусства, с которым он еще не был знаком.

Для выставки в Петербурге художники впервые объединились таким составом. Все мастера живут и работают в Грузии, где имеют широкую известность.

Концепцией выставки является размышление авторов о социальных проблемах. На полотнах художники отразили свое видение злободневных тем, касающиеся экологии, роли человека в глобальных процессах, происходящих в мире и национальной памяти.

В первом зале выставки гостей встречает картина из серии «Пир» Ильи Балавадзе. На полотне можно увидеть вышедшее из-под контроля застольное веселье. Культурная неразбериха соединила в себе разных по характеру персонажей: дамы, продолжающие выпивать пьянящие напитки залпом, женщина, непринужденно заботящаяся о своей закуске, намазывая что-то на хлеб, в то время как рядом с ней мужчина угрожающе направляет дуло пистолета в безнадежно захмелевшую девушку. Особый интерес вызывают дамы, оглядывающиеся с неприятной усмешкой на зрителя, тем самым погружая его в происходящее.

В этом же зале можно познакомиться с серией картин Ильи Балавадзе «Маскарад». «Маскарад» отличается обилием деталей роскоши: дорогие наряды, украшения, вычурные шляпы и, конечно, маски.

Во втором зале расположены картины Натальи Лашхи. Серия пейзажей, написанных в мрачной цветовой гамме с яркими акцентами.


«Вечёрка» пообщалась с представителем Союза Художников Петербурга Петром Серафимовичем Чесноковым и взглянула на процесс создания картины глазами художника. Как сами творцы создают картины, и на что стоит обращать внимание простому зрителю при знакомстве с полотнами.

– Как можно отличить грузинский Contemporary art? Есть ли какие-то отличительные признаки для простого зрителя? К сожалению, в интернете не так много информации об этом.

– Считаю, что это заимствованное явление. Грузия сейчас переориентировалась на Запад, на западноевропейское направление. А наши грузинские художники, которые работают в Петербурге, идут своим традиционным путем.

Возможно, он менее современный, но не менее профессиональный.

– Современные жанры несут в себе отклик на мировые процессы и глобальные проблемы. Может ли такой, казалось бы, классический жанр, как пейзаж, отражать эту мысль? Как бы вы расшифровали пейзажи, натюрморты?

– Конечно. Если есть у автора есть свое видение, он и в натюрморте выразит это отношение, и в пейзаже. Через вызванные эмоции художник оказывает влияние. Для этого не нужно какое-то особое знание знаков, символов и так далее.

– Что обычный зритель должен понять, увидеть именно с точки зрения темы выставки и задумки автора?

– Например, серый безликий современный город, и небо тоже без напряжения. Современный город – без характера. Если взять, например, архитектуру старого Тбилиси, то там всегда есть какие-то доминанты. Большие дома, храмы соседствуют с небольшими старинными постройками. А на одной из картин только четкие вертельные и горизонтальные линии. Будто через какую-то решетку несвободы смотрит зритель.

– О натюрмортах. Когда вы пишете растения, что вы, как художник, хотите этом выразить? Автор пишет растение рядом с портретом Фрейда. Зритель ведь должен что-то понять из этого?

– Опять же – эмоции, которые вызывает у меня это растение. Вот, например, у меня фикус скоро подрастет, я его тоже напишу. Глядя на растение нужно ловить ощущения: оно мне нравится, или оно вызывает тревогу, или оно вызывает отторжение, или вызывает симпатию какую-то…

Когда я пишу, я тоже самое хочу передать, и, чтобы зритель это почувствовал.

– Есть ли в этом какой-то символизм? Вы сказали, что вы хотите передать ваше отношение, ваше видение, чтобы зритель это почувствовал.

– Я не сильно увлекаюсь символами, но у меня была одна такая работа. Я попытался через изображение растения хотел передать символизм войны, блокады, 1942-го года через засохшее растение. Название «На новый год».

– Что можно выделить общего у всех художников, представленных на выставке?

– Их объединяет тема, и в общем, стилистика, по исполнению они довольно близки, поэтому выставка смотрится цельно.

Там не диаметрально противоположные художники, они работают в одном направлении, видно, что они объединены какой-то общей идеей.

Ольга Гуго