«Руссо-Балт» – один из первых отечественных автомобилей, появившийся на дорогах Российской Империи в 1909 году.  В этот день в городе Рига немногие оценили масштабность и историческую важность данного события. «Вечёрка» «вспоминает», как это было…


В стране бушевали протесты с требованиями распустить Государственную думу, бастовали рабочие, поэтому дебют автомобиля остался практически без внимания.

Однако, сложно переоценить историческую ценность этого события. С этого момента началась история крупнейшего автомобильного концерна.

Изначально акционерное общество РБВЗ (Русско-Балтийский вагонный завод) занималось производством вагонов, но, оказавшись в затруднительном финансовом положении в начале XX века, открыло производство конкурентоспособных автомобилей.

Первая машина называлась «Руссо-Балт»-С24/30, цифры в наименовании модели обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 лошадиных сил, соответственно, что являлось приличными показателями для того периода.

Автомобиль отлично показал себя на пробеге «Санкт-Петербург – Рига – Санкт-Петербург» в августе 1909 года, за что был награжден золотой медалью.

Свою надежность автомобиль также сумел продемонстрировать в следующем 1910 году: именно тогда «Руссо-Балт» стал первой машиной, сумевшей без проблем добраться до вершины вулкана Везувий в Италии.

Благодаря успешным пробегам, наградам и рекламной кампании, автомобиль приобрел превосходную репутацию и даже оказался в гараже царской семьи и ее приближенных. В 1915 году завод был эвакуирован из Риги в Петербург, где было произведено 500 машин. Из-за резко возросшего спроса на отечественный автомобиль, значительно выросла и его стоимость, поэтому «Руссо-Балт» стал уже не по карману многим покупателям.

Помимо царской семьи, автомобиль привлек внимание российской армии, которая впоследствии стала массово закупать эти машины, в том числе из-за их практической пользы: например, модель С24/40 была приспособлена для езды по снегу, т.к. между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод.

Однако, большая часть армейский авто представляла собой шестиместные открытые машины, которые являлись штабными.

Марка «Руссо-Балт» прекратила свое существование после Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году завод РБВЗ был национализирован и постановлением СНК (Совета Народных Комиссаров) переименован в Первый государственный бронетанковый завод.

Попытка возродить легенду

В 2002 году в российском тюнинг ателье «A-Level» в рамках конкурса дизайна автомобилей 30-40-х годов был разработан внешний облик новой машины, построенного на базе британского Rolls-Royce Phantom.

Владелец торговой марки «Руссо-Балт» Виктор Такнов инвестировал в проект 2 миллиона долларов. Через четыре года «A-Level» была переименована в «Russo-Baltique», после чего был создан концепт-кар Russo-Baltique Impression.

Дебют автомобиля состоялся на шоу элегантности в Вилла д-Эсте в 2006 году. В 2011 году на международной промышленной ярмарке в Ганновере с автомобилем ознакомились Президент РФ Владимир Путин и Канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Было принято решение выпускать модель мелкими сериями, однако, несмотря на поступившие заказы, производство так и не было начато. Проект не получил дальнейшего развития. Спустя более века марка «Руссо-Балт» так и не смогла возродиться, однако на начальных стадиях это был многообещающий проект.

А что сейчас?

На сегодняшний день «Руссо-Балт», несмотря на провалившийся проект концепт-кара, все же продолжает свое существование.

Официальный сайт позиционируется как сертифицированный представитель и дилер немецкой компании «RED aircraft GmbH» в России. Данная компания занимается поставкой авиадвигателей, а также необходимых запчастей и комплектующих к ним. Эти двигатели также используются в российских учебных самолетах «Яковлев Як-52», «Яковлев Як-18Т» и «ПРО-Авиа».

Интересный факт: единственный сохранившийся до наших дней подлинный легковой автомобиль данной марки – «Руссо-Балт К12/20» 1911 года выпуска находится в московском Политехническом музее.

Екатерина Щукина