Петербург – один из красивейших городов России, в который каждый год приезжают миллионы туристов из других регионов и из-за рубежа.

В 2020 году Санкт‑Петербург посетило 2,9 млн туристов, из которых 2,4 млн – граждане Российской Федерации, полмиллиона – иностранные граждане. По сравнению с 2019 годом в прошлом году из-за последствий пандемии COVID-19 турпоток в Северную столицу сократился более, чем на 70%.

Но этим летом в связи с проведением Чемпионата Европы по футболу ожидается массовый приезд российских и иностранных болельщиков. Петербург планирует посетить 5,5 млн россиян.

Такое количество туристов было зафиксировано последний раз еще до пандемии, в 2019 году.

В этом году Обстановка с коронавирусом остается нестабильной, в день прирост заболевания составляет около 700-800 человек. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов продлил действующие в городе ограничения до середины июля. Но перчаточный режим был отменен, а допустимую заполняемость спортивных арен увеличили до 75%.

Культурно-познавательный туризм по-прежнему остаётся одним из самых популярных направлений у туристов в Санкт-Петербурге. Город обладает богатейшим культурным наследием и неоднократно удостоен звания ведущего мирового культурно-туристического направления по версии World Travel Awards.

Также в городе набирают популярность событийный (фестивали, мастер классы, гастротуры), деловой (конференции, форумы и семинары) и социальный туризм (маршруты, разработанные для специальных групп населения: дети, люди с ограниченными возможностями, маломобильные группы населения).

По состоянию на конец 2020 года разработаны и реализуются 230 туристических маршрутов по Санкт‑Петербургу, в том числе семь межрегиональных и один международный маршрут, включающий посещение приграничных территорий Республики Финляндия. Со всеми маршрутами можно ознакомиться на официальном городском туристическом портале Санкт-Петербурга.

Фонд ЦСР (Центр Стратегических Разработок) «Северо-Запад» предлагает пять новых направлений в развитии туризма Петербурга на ближайшие годы. Первое из них — «Новая культурно-туристская география».

Если раньше город делал акцент на классические экскурсионные программы и наиболее посещаемыми культурными объектами остаются Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, то сейчас эксперты предлагают формировать единое культурное пространство в городе, привлекать внимание туристов объектами «новой культуры» — Манеж, пространство «Никольские ряды», Технопарк «Ленполиграфмаш».

Второе направление включает образовательный туризм и предполагает привлечение туристов за счёт различных программ обучения и получения сертификатов, подтверждающих новые компетенции и квалификации.

Третье направление представляет Петербург как один из центров дизайна. В этом направлении в фокусе экспертов — Академия имени А.Л. Штиглица, конкурсы и форумы, которые можно организовать на её базе.

Ещё два направления представляют Петербург как столицу водного туризма и мировой трэвел-хаб. Последнее также подразумевает усиление роли Петербурга как начальной точки путешествий в регионы Северо-Запада.

Экспертную оценку объёма и уровня туризма в России и в Санкт-Петербурге даёт Илья Игнатьев, основатель компании туристической компании: «Наша компания была образована в 2013 году. Мы организовывали экскурсионные туры из России за рубеж. До начала карантина перешли на специализацию по азиатским странам, например, Индия, Китай.

2019 был рекордным годом по количеству купленных у нас туров. В ноябре 2019 начали закрываться границы с Китаем, это был первый тревожный звоночек.

С приходом пандемии в нашу страну у турфирм было три пути развития:

– вернуть все деньги клиентам вместе с комиссией, уже потраченной на рекламу и нужды фирмы;

– перенести даты туров на приблизительное время после открытия границ;

– вернуть средства без комиссии, так как это законный заработок тур агента.

Мы пошли по первому пути и продолжали работу: сократили расходы, отказались от рекламы, работали по направлениям Турции, Абхазии, Крыма и Сочи.

Понемногу начинает развиваться отечественный туризм, туры по Камчатке и Сахалину, но пока очень слабо.

За 2020 год закрылось очень большое количество туристических агентств, примерно 65-70%. Количество запросов после открытия границ увеличилось, но изменилась направленность. У людей стало заметно меньше средств, которые они могут потратить на отдых. Из-за этого до сих пор продолжают набирать популярность путешествия по России, Карелии, Дагестану.

И также возросли цены на авиаперелёты в связи с продажей только возвратных билетов, то есть, где-то на 12-15%.

Сейчас я целиком ушёл в строительный бизнес. Моя компания строит отели и коттеджи для загородного отдыха в Ленобласти. Сейчас это очень популярное направление отдыха, которое активно нужно развивать в нашей стране. Поэтому непосредственно в турбизнес я пока не планирую возвращаться».

Мария Стрельцова