Можно ли сегодня добавить в жизнь ярких приключений? Конечно! Можно, например, выйти в море на настоящем паруснике. «Вечёрка» узнала, как живет команда известного в Петербурге фрегата «Штандарт», реплике парусника петровских времён.

Первый фрегат «Штандарт» был заложен 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи по указу царя Петра I и приказу командующего Александра Меньшикова. Он был первым флагманом Императорского флота России и находился на вооружении до 1727 года.

Современный «Штандарт» – это действующий учебный парусник. В 1992 году выпускник ЛКИ Владимир Мартусь с инициативной группой взялся за строительство исторической реплики корабля XVIII века. 4 сентября 1999 года «Штандарт» был торжественно спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство».

  • Современная копия фрегата имеет три мачты, водоизмещение 220 тонн.
  • Её длина по центральной линии составляет 25 метров (82 фута), длина на палубе – 27,5 метра (90 футов), а общая длина – 34,5 метра (113 футов).
  • Ширина «Штандарта» составляет 6,9 метра (23 фута), а осадка – 3,3 метра (11 футов).
  • Судно рассчитано на скорость от 8 до 9 узлов под парусами и вспомогательными двигателями, требуемыми по современным стандартам, до 15 узлов (28 км / ч).

С учетом того, что в данном случае строился не просто макет, а полноценная копия фрегата, пришлось создавать симбиоз, сочетающий дизайн и историческую достоверность старинного парусника с технической начинкой, позволяющей кораблю безопасно выходить в открытое море.

Выход был найден: Владимир Мартусь решил разделить судно на две части. Всё, что находится выше палубы и составляет экстерьер корабля, выглядит точно, как корабль-предтеча. Из соображений практичности и безопасности все тросы и канаты созданы из современных материалов, но их внешний вид приближен к сделанным по старинным технологиям. И пушек (представлены литые копии, способные имитировать стрельбу) всего 5, а не 28 как было на оригинальном «Штандарте».

Все, что ниже палубы и спрятано от глаз посетителей и вездесущих камер, сделано по современным стандартам. Фрегат имеет электрическую проводку, два двигателя, современный камбуз, кубрики, кают-компанию.

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — к тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2009 год он проходил перед выпускниками на «Алых парусах».

Однако с 2009 года корабль не мог находиться в России по причине юридических коллизий. Дело в том, что в Российском реестре не были предусмотрены такие типы больших судов, которые в целом исторические, но имеют современные части.

Изначально «Штандарт» ходил как маломерное судно и был под надзором Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС). Но потом поменялись статьи в Кодексе торгового мореплавания, и ГИМС стал заниматься только судами длиной до 20 метров.

Правилам для больших судов Речного или Морского регистра «Штандарт» не мог соответствовать, поскольку корабль деревянный (в этих правилах есть ограничение «не больше 50 кг горючих материалов на квадратный метр палубы»). Но и сделать корабль абсолютно точной копией первого «Штандарта» невозможно: мы живём в современных условиях, и с этим приходится считаться.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет плавания в основном в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland.

«Штандарт» активно участвует в парусных фестивалях, морских регатах. Корабль не раз принимал участие в съемках исторических фильмов: «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Новая Земля», «Слуга государев» и множестве других.

20 июля 2020 Фрегат «Штандарт» получил полновесную государственную регистрацию как спортивное учебное судно, с экипажем 36 человек и районом плавания 2 (это означает 200 миль от порта-укрытия, силу ветра до 28 м/с, волну до 7 метров).

Теперь «Штандарт» теоретически имеет возможность вернуться в Россию, и в планах возвращение в Петербург действительно есть, однако по причине пандемии пока неизвестно, когда эта цель будет достигнута.

На «Штандарте» есть постоянный профессиональный экипаж и новички – матросы фрегата, волонтеры, участвующие в программах проекта, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания.

«Штандарт» – это не плавучая гостиница. Если уж вы отправились в плаванье на этом корабле, вы будете вместе со всеми ставить и убирать паруса, нести вахту, мыть палубу, готовить еду. Плаванье на «Штандарте» – скорее приключение, чем отдых в привычном понимании.

«Мы не берём пассажиров. В смысле, что пассажир сидит с коктейлем в шезлонге и смотрит, как матросы работают. Все люди, что приходят на «Штандарт», принимают на себя обязанности матросов…

Для меня важно не позволить кораблю скатиться до уровня кабака с выпивкой, на котором будут кататься богатые дядьки за деньги.

Корабль должен остаться учебным. Это моя принципиальная позиция», – сказал в одном из интервью Владимир Мартусь.

Сегодня каждый, кому позволяет здоровье, может стать членом команды «Штандарта». Попасть на корабль можно или за деньги (цены указаны на сайте и зависят от длительности очередного перехода, от того, проходят ли во время этого этапа какие-либо мероприятия и т.д.), или стать волонтёром проекта, и тогда можно пойти в плаванье, заплатив только за питание на корабле.

В жизни любителей морской романтики есть место и творчеству. С 2008 года существует хор проекта «Штандарт». Все участники хора сами были или на «Штандарте», или в походах на капитанских гичках.

Хор исполняет Петровские канты, морские рабочие песни «шанти». Многие его участники играют на разных музыкальных инструментах: есть гитара, скрипка, флейта, баян, укулеле, мандолина, барабан.

Хор активно выступает, принимал участие в фестивалях в Норвегии и Франции.

«Я приглашаю в хор всех, но хочу видеть серьёзное отношение к тому, чем мы занимаемся», – говорит руководитель проекта Анна Янчук.

Однако может показаться, что попасть на «Штандарт» сложно, дорого, а в море хочется выйти как можно быстрее. И в таком случае решение существует!

В рамках этого же проекта есть так называемые капитанские гички – десятивёсельные трёхмачтовые лодки, построенные также по образцу судов XVIII века.

На верфи в Петербурге с 2007 года по настоящее время участники проекта построили флот из четырёх капитанских гичек и деревянного яла-6.

Главные направления деятельности, связанной с гичками – это обучение морской практике во время парусно-гребных выходов, парусно-гребной спорт и походы.

Традиционные короткие выходы на воду для всех желающих начинаются в середине мая-начале июня, после спуска лодок. Выйти в море на гичке могут все, независимо от опыта.

За один выход в море продолжительностью 3-4 часа новичков знакомят с устройством лодки, правилами поведения на воде, учат грести 5-метровыми вёслами и обращаться с парусами.

Изначально капитанские гички не были предназначены для длинных переходов, тем не менее, участники проекта практически каждый год ходят на них в походы.

«Международные походы в Финляндию, на Аландские острова, вокруг острова Зеландия в Дании — отдельное приключение с элементами краеведения, посещением маяков и музеев», – написала в онлайн-путеводителе по проекту Ольга Преображенская, бывшая на тот момент руководителем береговых программ «Штандарта».

И это действительно приключение. В походе по Финляндии в 2017 году гички однажды попали в небольшой шторм. Экипажи обеих участвовавших в походе судов с честью выдержали это испытание, и всё закончилось хорошо, ни люди, ни лодки не пострадали.

Несмотря на пандемию, в прошлом году тоже состоялся поход, но не в район Моонзундского архипелага (Эстония), как изначально планировалось, а по Ладоге.

В течение всего сезона гички участвуют в разных соревнованиях по парусно-гребном спорту. Вершиной мастерства и командной работы становится участие в международных соревнованиях Atlantic Challenge, которые проводятся в разных странах мира каждые два года.

Впервые гички проекта «Штандарт» участвовали в этих соревнованиях в 2016 году в Дании и тогда же заняли первое место.

К сожалению, соревнования Atlantic Challenge, которые должны были состояться в 2020 году, уже второй раз переносятся по всем известной причине, теперь они запланированы на 2022 год.

Гички также активно участвуют в различных городских мероприятиях, связанных с морской тематикой.

Но и зимой, когда все лодки подняты из воды и «живут» в помещении верфи, участники проекта не скучают. Гички и ял после навигационного сезона нуждаются в ремонте, да и обустраивать верфь, чтоб удобно было и работать, и посидеть за чаем в кают-компании, тоже необходимо.

С осени прошлого года на верфи вырезают из дерева фигуры русалок и венки – обновляют украшения «Штандарта».

Хочется отметить приятную теплую атмосферу на верфи, а также гендерное равенство среди участников проекта.

Девушки и принимают участие в походах на «Штандарте», работают на верфи, участвуют в соревнованиях наравне с парнями, и для всех это в порядке вещей.

Здесь главное, что человек сам может, и дело по способностям и по душе найдётся всем, кто пришёл в проект.

Анна Фролова