Сегодня, 1 июня вступают в силу поправки к закону о просветительской деятельности. Новые правила «защиты» от антироссийской пропаганды и разжигания национальной розни решили применить на организаторах онлайн-обучения.

«Вечёрка» узнала у пользователей Интернет-курсов, чем их привлекло новое веяние.

В современном мире для того, чтобы получить профессию, достаточно иметь доступ в Интернет. Увеличивается количество тех, кто хочет работать из дома, на себя. Набирают популярность образовательные сайты, которые предоставляют возможность не только пройти обучение, но и получить сертификат или квалификацию.

Выбор профессий довольно разнообразен: отучиться онлайн можно на копирайтера, на таргетолога, на SMM-специалиста, дизайнера, кондитера, визажиста и т.д. Образовательные курсы часто создаются высшими учебными заведениями, как российскими, так и зарубежными.

Существует также отдельный пласт образовательных сайтов, которые занимаются просветительской деятельностью. К ним можно отнести Лекториум, EdX, Coursera, Универсариум и т.д. Каждый ресурс выдает сертификат, которым в дальнейшем можно воспользоваться при трудоустройстве.

Самоизоляция также вызвала резкий рост спроса на образовательные программы. По данным GetCourse, в марте 2020 года продажи курсов выросли на 20%, на 30% увеличилось число пользователей, которые организовали собственные факультативы.

Одним из преимуществ такого образования является его общедоступность. Пользователи любых возрастов получили возможность отучиться на новую специальность, освоить другие науки и языки. «Вечерка» провела опрос среди тех, кто решил не терять время и занялся самообучением.

Анастасия, 19 лет (изучение языков)

«Летом 2020 года, после окончания школы хотела продолжить изучение испанского, есть желание получить образование в Испании. Сейчас я учусь на биотехнолога, но язык мне нужен именно для дальнейшей работы за границей. Обучение проходила на VEDAMO. По окончании обучения получила сертификат.

Мне нравится онлайн-формат обучения, не нужно тратить время на дорогу, да и в домашней обстановке гораздо приятнее. С нового учебного года собираюсь продолжить изучение языка, но, вероятно, уже в очном формате».

Сергей, 33 года (капитан судна)

«В ноябре 2019 года решил отучиться на капитана маломерного судна, но немного не успел перед отпуском, а потом началась эпидемия, из-за которой планы съехали на целый год. В марте этого года я привился и записался на курсы.

Отдыхая в Хорватии был под впечатлениями от возможностей, которые даёт в такой морской стране яхта. Плюс я сам живу в Красногорске почти на набережной, недалеко от яхт-клуба. Изучил вопрос, вдохновился, захотелось получить права и плавать самому.

К сожалению, российское законодательство не совпадает с международным в этих вопросах, так что пришлось записываться сразу на два курса параллельно: для России это ГИМС, для зарубежа – IYT Small Powerboat & RIB Master. IYT даёт право на коммерческую деятельность: получил корочку, и при желании можно идти катать туристов где-нибудь на курорте.

Обучался в Центре морского права. Нашёл положительные отзывы в Интернете и от знакомых. Тем более, в карантин они открыли онлайн-обучение, что для меня организационно оказалось удобнее очных занятий.

По профессии я тестировщик ПО. Курсы проходил ради удовольствия».

Анастасия, 25 лет (IT-специалист)

«От государства была программа на бесплатное образование онлайн по IT-специальности, это интересное и прибыльное дело, поэтому я решила попробовать, тем более интерес к тестированию ПО был уже давно. Соответственно, это был государственный сайт, я почитала про компании и выбрала одну из них (таковы условия).

Профессия у меня уже есть, но хочется иметь возможность дополнительного заработка, а ещё не хочу делать ставку только на что-то одно. Кто знает, какие профессии будут актуальны через пять, через двадцать лет?»

Михаил, 43 года (IT-разработчик)

«Мне и раньше доводилось заниматься своим образованием онлайн. Однако, в прошлом году, в самом начале пандемии, я подумал, что могу сойти с ума от безделья. Так и решил учиться на курсах, а потом «затянуло». Сейчас я заканчиваю курс и сразу, без перерывов, берусь за следующий.

Не то чтобы я старался на кого-то конкретно выучиться, просто я беру тему, которая мне интересна и учусь. Собственно говоря, для начала я взял курс English for Career Development от Пенсильванского университета, потому что он был бесплатный, короткий и идеально подходил для того чтобы разобраться с платформой.

После этого взял специализацию Graphic Design от Калифорнийского института искусств, состоящую из 5 курсов, потом User Interface Design от университета Миннесоты из 4 курсов, и сейчас у меня курс 100 Days of Code – The Complete Python Pro Bootcamp for 2021 от преподавателя London App Brewery, на 24 дня обучения.

Большая часть моей трудовой деятельности связана с IT. Соответственно и курсы я брал в сфере IT, но часть из них была творческой, а часть технической. В общем, суть в том, что мне нравится концепция fullstack-разработчика – универсального специалиста в сфере IT. Именно поэтому я беру курсы, которые помогут мне стать таким специалистом».

Есть проблема…

16 марта этого года в третьем чтении Госдума приняла поправки к Закону «О просветительской деятельности». Целью самого законопроекта является исключение антироссийской пропаганды, разжигания национальной, религиозной розни.

В тексте законопроекта, однако, не прописано конкретное определение «‎просветительской деятельности», но очевидно, что речь идет обо всем, что включает в себя передачу знаний и навыков: начиная от рецепта оливье, заканчивая курсами китайского на образовательном сайте.

Владельцы подобных сайтов обеспокоены тем, что данный законопроект будет работать не на пользу, а, наоборот, на выборочную цензуру знаний.

Юристы считают, что просветители столкнутся с регулярными проверками Рособрнадзора.

Сами же поправки вступили в силу сегодня, 1 июня 2021 года. И пока не очень понятно, как именно это отразится на образовательных проектах.

Екатерина Щукина