Среди жителей больших городов набирает популярность услуга «каршеринг» – временная аренда транспортного средства. Существует большое количество фирм, которые предоставляют эту услугу.

При наличии водительских прав, вы можете воспользоваться данным сервисом, однако, есть некоторые нюансы, которые нужно учесть. Корреспондент «Вечерки» решила разобраться в том, какие есть плюсы и минусы каршеринга.

Изначально каршеринг был придуман для того, чтобы облегчить жизнь приезжающим туристам, улучшить экологическую обстановку (сократить число личных автомобилей), т.е. для удобства окружающих.

Однако в Интернете всё чаще публикуются новости, связанные с горе-водителями арендованных автомобилей. Буквально недавно молодые блоггеры засыпали салон арендованного автомобиля попкорном, повредили капот и оставили на Васильевском острове.


На нашем сайте масса новостей о различных случаях с каршеринговыми авто:


В новостных сообществах Санкт-Петербурга нередко встречаются посты с жалобами на каршеринговые авто: недобросовестные арендаторы бросают автомобили где попало, преграждают выезд, а иногда даже становятся виновниками ДТП и пробок на дорогах.  Отмечают так же, что некоторые водители пользовались услугой без водительских прав или по чужим аккаунтам.

По правилам сервисов, предоставляющих услугу каршеринга, арендованные машины должны быть доставлены на определенную точку по завершении маршрута. Однако, нередко их оставляют в поле, во дворе или на месте, где в принципе запрещена парковка.

Пользователи социальных сетей, оставляя гневные комментарии, задаются вопросами о том, кто должен нести ответственность и почему подобное никак не регулируется.

Юрист Алексей Козлов разъяснил «Вечёрке» с правовой точки зрения «подводные камни» услуги.

«Как такового понятия «каршеринг» в российском законодательстве не существует. Поэтому регулирование данной сферы деятельности в силу схожих элементов правоотношений осуществляется различными нормативными актами.

По своей правовой природе «каршеринг» ни что иное как краткосрочная аренда транспортного средства с принятием на себя ответственности, вытекающей из использования транспортного средства, в том числе неблагоприятных последствий.

Организация, которая предоставляет в краткосрочную аренду транспортные средства, при надлежащем оформлении договора аренды, не несет практически никаких рисков».

Юридически существует несколько пробелов.

  • Во-первых, не соблюдается обязательная письменная форма сделки (договора);
  • Во-вторых, как правило, возможности составить полноценный акт приема-передачи транспортного средства с указанием всех особенностей и состояния транспортного средства на момент передачи, также не имеется;
  • В-третьих, срок действия договора изначально не определён, но в силу особенностей отношений договор заключается на короткий срок.

«Таким образом, возникает еще одна сложность, – продолжает Алексей. – Сторонам по договору требуется внимательно фиксировать время возврата транспортного средства, без составления полноценного акта возврата транспортного средства арендодателю.

Указанные пробелы могут повлечь невозможность доказать с любой из сторон факт передачи/возврата транспортного средства в надлежащем состоянии или наоборот факт передачи/возврата транспортного средства в ненадлежащем состоянии, с дефектами, которые при обычном осмотре выявить невозможно.

Еще одной особенностью таких отношений является тот факт, что в отличие от обычного договора аренды, на лицо, пользующееся «каршерингом», не возлагается обязанность по ремонту используемого транспортного средства.

Пользователю также сложно защитить себя. Дело в том, что, воспользовавшись услугой в рамках «каршеринга», он в праве рассчитывать не только на положения Гражданского кодекса РФ, но и на положения Закона о защите прав потребителей.

Однако, в Законе фигурируют товары, работы и услуги, а с учетом того, что в настоящее время «каршеринг» определяется как аренда, то подвести такие отношения под действия норм Закона о защите прав потребителей видится довольно проблематичным».

«Вечёрка» провела небольшой опрос водителей и выяснила, что около 30% пользовались услугой каршеринга всего несколько раз – попробовать. Каждый десятый сообщил, что часто берёт машину в аренду, а 60% используют только свой личный транспорт.

Если плюсы от такой услуги? Конечно:

  1. Возможность самому протестировать ту или иную модель автомобиля;
  2. Топливо, включенное в стоимость услуги;
  3. Возможность не беспокоиться о месте и оплате парковочного места;
  4. Пользоваться каршерингом дешевле, чем иметь собственный автомобиль.

Естественно есть и минусы:

  1. Необходимость самому искать и добираться до авто;
  2. Периодически отсутствуют свободные машины;
  3. Часты ситуации, когда предыдущий водитель оставляет авто в неопрятном виде;
  4. Ограниченность территории поездок.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что аренда автомобиля – доступная и удобная услуга. Главное – ответственность и соблюдение ПДД.

Но прежде всего, стоит обратить внимание на необходимость внести в законодательство РФ такое понятие, как «каршеринг» и создать нормативные акты, которые бы регулировали деятельность фирм.

Нововведения также должны касаться надзора за состоянием и исправностью транспортного средства до и после его использования. Необходимо составлять письменный договор, контролировать наличие водительских прав у заказчика и доставку машины до точки сдачи.

Екатерина Щукина