29 апреля свой юбилей отмечает вторая линия Петербургского метрополитена: 60 лет назад, в 1961 году, ленинградцам стали доступны пять новых станций: «Парк Победы», «Электросила», «Московские ворота», «Фрунзенская» и «Технологический институт».

Новая ветка метро, получившая название «Московско-Петроградская», сейчас соединяет через центр Север и Юг города – от Фрунзенского и Московского районов до севера Выборгского. Появление второй линии существенно упростило жизнь многих ленинградцев.

Так, Галина Иванова, жившая в 60-е годы вблизи конечной (в то время) станции «Парк Победы», смогла сэкономить немало времени: «Конечно народ был в восторге, когда к нам провели метро. Работала я тогда у Площади Восстания, а потом ещё вечером учёба была, времени ни на что не хватало.

Думала только, как бы побыстрее на работу и обратно добираться. Но путь был долгий, машины своей не было, поэтому ездила на автобусах, на трамваях.

Я помню, когда в нашем районе сделали метро, так я начала высыпаться наконец-то, ведь на работу добираться стало гораздо быстрее. На «Парке Победы» садилась, дальше на «Техноложке» пересаживалась, в итоге приезжала в три раза быстрее, чем до этого!

Потом через несколько лет я переселилась чуть дальше от этого метро, но, к счастью, вскоре построили и «Московскую».

Успевать вовремя пассажирам помогает и тот факт, что на этой ветке самый короткий интервал между поездами – всего полторы минуты. Именно по этой причине поезда чаще останавливаются в тоннеле – надо пропустить состав, идущий впереди. Такая частота помогала справиться с большим пассажиропотоком второй ветки.

«В метро было не протолкнуться! – продолжает вспоминать Галина Ивановна. – Многие перестали ездить на автобусах и троллейбусах. Помню, давка была жуткая, особенно поначалу, вагоны забивались до предела, машинисту приходилось кричать: «Освободите вагоны!». В итоге половина всех людей так и оставалась на станции, ждали следующего поезда».

Первые станции «синей ветки» были расположены вдоль Московского проспекта – одной из крупнейших магистралей города, и соединяли район со станцией первой линии – «Технологическим институтом», образуя первый и единственный в Санкт-Петербурге кросс-платформенный узел (платформу, на которой одновременно располагаются разные ветки).

Газета «Смена» накануне открытия писала об удивлении ленинградцев, вызванном переустройством станции: поезда перестали ходить по одному из путей. Ещё до полноценного открытия второй линии пассажиры переходили на новую станцию, чтобы отправляться в сторону Финляндского вокзала по «красной ветке».

Это было не единственным новаторским решением при создании новой линии. Так, «Парк Победы», стал первой в мире станцией закрытого типа. Особенность её заключается в том, что саму платформу и пути поездов разделяют дополнительные двери, открывающиеся одновременно с вагонными. Такую конструкцию называют ещё «Горизонтальным лифтом».

Строительство таких станций было быстрее и дешевле, однако в использовании они сложнее и дороже, поэтому впоследствии от этой конструкции отказались. Кстати, первые турникеты-автоматы появились также на этой станции.

Сам внешний облик линии также отличался от всего, что было до этого. Когда в 1958 году началось строительство, уже три года действовало Постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве. Именно поэтому в оформлении станций не осталось и следа от богато украшенного и торжественного сталинского ампира.

На смену ему пришли скромные гладкие стены хрущёвского конструктивизма. Впрочем, совсем без украшений станции не остались. Например, «Электросилу» украсило панно, посвящённое Электрификации СССР, за авторством Г. А. Шилло, а стены второй станции «Технологического института» расписаны главными достижениями советских учёных.

Следующая перед ней станция, которую изначально назвали «Обводным каналом», была названа «Фрунзенской» в честь красного командира. Барельеф с ним украшает платформу, а изначальное название впоследствии пригодилось для станции пятой линии.

Много времени прошло с момента открытия «Московско-Петроградской» линии, и метро продолжало развиваться в лучшую сторону. Сейчас нет таких проблем с освещением, какие были 60 лет назад.

Николай Углов, живший в 1961 году на «Московских воротах», поделился воспоминаниями: «В то время в нашей стране как раз случился, можно сказать, читательский бум. Люди читали самые разные книги, где угодно, на улице, в парках, и в транспорте тоже. Ладно в трамваях, там хотя бы дневной свет, а в метро тогда лампочки слабее были, приходилось людям глаза напрягать, вчитываться. Ещё и трясётся всё жутко! Вот тогда я, кажется, своё зрение и посадил, и, готов поспорить, таких, как я, было немало».

С тех времён к пяти первым станциям линии присоединялись новые, продолжали вводить инновации – именно на этой ветке в 1965 году прошли испытания системы управления поездами без машиниста.

Планировалось проложить станцию у Марсова поля, но помешал грунт, насыщенный водой.

Была открыта станция «Парнас», самая северная в России. Неизвестно, какие ещё проекты ждут впереди эту некогда передовую линию Петербургского метрополитена.

Мария Василенко