В филиале Русского музея в Мраморном дворце, с 4 марта проходит выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве», которая знакомит своих гостей с творчеством «отечественных миллениалов». Художники, представленные на выставке, вошли в XXI столетие совсем юными и осваивали интернет первыми.

Именно поэтому их мироощущение значительно расширилось благодаря влиянию поп-культуры остального мира.

Русский народ всегда отличался «привычкой к заимствованию». Такая «русская идея» высказывалась еще Ф. М. Достоевским в «Подростке»: «Я во Франции – француз, с немцем – немец, с древним греком – грек, и тем самым наиболее русский. Тем самым я – настоящий русский и наиболее служу для России, ибо выставляю ее главную мысль. Я – пионер этой мысли», – говорил Версилов об универсальной идее.

Что поменялось в художнике спустя столетия, если смотреть на выставку «тридцатилетних»? Приходят ли современные творцы к новому или только еще ищут? Что их объединяет, несмотря на совершенно разный характер произведений? На эти вопросы каждый обязательно ответит себе сам, посетив эту выставку.

«Вечёрка» пообщалась с некоторыми из гостей музея, чтобы услышать разные мнения и, может, чуть больше понять современного творца.

Рима – ровесница представленных художников – осталась довольна посещением мероприятия. Появились любимые произведения, например, эксперимент с каллиграфией Покраса Лампаса или художественный мультфильм Nibiru films 2020.

«Посетила сегодняшнюю выставку случайно и не разочаровалась. Было очень интересно увидеть, что рисуют и о чем думают те, с кем я училась по одним и тем же учебникам. Мне кажется, в «тридцатилетних» без ответа остаются вопросы «Кто я?» и «Что мне нужно делать в этой жизни?».

Нашим родителям такие вопросы в голову не приходили, потому что за них уже отвечало государство, не спрашивая при этом. Как мы должны на них отвечать? Видимо, так и должны», – закончила Рима, указав на очередное произведение – плюшевые игрушки, рассаженные по стульям.

Возможно, всех этих художников объединяет общий поиск себя и своего предназначения

Пролить свет на творчество «подростков нулевых» нам также помогла студентка Маша: «Я думаю, что сейчас художники пытаются прийти к чему-то более авторскому. Формой уже никого не удивишь, а смысл у каждого свой. Никто не будет в твоем платье из гвоздей искать что-то про домашнее насилие: зритель видит то, что хочет видеть.

Художники сейчас хотят быть в движении, принимать участие в подобных выставках, сотрудничать с брендами и прочим. Я думаю, это главное отличие современных художников от творцов предыдущих поколений. Если раньше художниками были отвергнутые обществом затворники, которые руководствовались признанием, то сейчас это ребята, которые хотят участвовать и проявлять себя во всем: расписать модели кроссовок, стену банка, люки в городе.

Споры о форме и смысле… – это работает как мотив и средство одновременно. Одно без другого не будет существовать. И как одно будет превосходить другое? Я согласна с тем, что художники постепенно приходят к чему-то новому. Но ведь все новое является склеенными осколками старого.

Но, честно говоря, думаю, что настоящие творцы – не на выставках! Может кому-то и нужно признание, но настоящее искусство пропадает там, где появляются деньги».

«Тридцатилетние» изменили восприятие художником самого себя и мнение о нем окружающих. Сегодня есть названия практически для любых направлений в искусстве, поэтому образуется потребность в еще более нестандартном мышлении или, быть может, в «большем измельчении осколков прошлого».

Таким образом, выставка показывает, что «тридцатилетние» делают упор на видимую сторону искусства, потому что особое внимание уделяется материалам и методу их обработки. Рисунок стал переводиться в любые плоскости и даже в несколько плоскостей. Наверное, такое разнообразие форм говорит об одной общей черте все «отечественных миллениалов», а именно, о стремлении больше говорить о своих переживаниях, страхах, мыслях и мечтах.

Текст и фото: Роман Дорохин