В Петербурге прошла выставка модельера-шляпника Филипа Трейси. Почти полгода 46 работ мастера выставлялись в музее современного искусства «Эрарта». «Вечёрка» подготовила обзорную экскурсию для тех, кто не успел посмотреть шляпы ирландского гения.

«Шляпы должны вызывать эмоции. Их смысл как раз в том, чтобы пробуждать в вас определенные чувства. Я люблю шляпы, которые заставляют сердце биться чаще»

Филип Трейси

В 2015 году Филип Трейси уже приезжал в Петербург, в первую юбилейную дату музея. В 2020 году модельер вновь привёз коллекцию в наш город, на 10-летие выставочного комплекса «Эрарта».

Трейси посетил Петербург в ноябре, чтобы лично подготовить экспозицию:

«Я не думал, что людям так понравятся мои работы, и это мне очень польстило, – поделился маэстро на пресс-конференции. – Потом я хорошенько поразмыслил и понял, что шляпы – это то, что связано с красотой и элегантностью. Петербуржцы живут среди красоты и элегантности, они окружены дивными зданиями, которые тоже в каком-то смысле украшены своего рода «шляпами». Вполне логично, что петербуржцы так живо реагируют на красивые шляпы».

46 экспонатов разместились в тёмном зале, на вращающихся манекенах. Выставку поделили на несколько зон, из которых возникает некий лабиринт. Лабиринт шляп «Безумно-Талантливого шляпника». Для их изготовления Трейси пользуется тем, что окажется под рукой: леска, перья, солома, пластик.

У самого входа зрителей встречал фирменный герб модельера – Золотой Единорог, а рядом с ним одна из самых необычных шляп на выставке – Шляпа-Шлем.

Напротив разместилась шляпа-маска «Кристалл» с настоящими кристаллами Swarovski. Шляпы-маски занимают не последнее место в творчестве Трейси – на выставке представили несколько подобных работ.

Трейси неоднократно работал на именитых людей: так, в день свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон шляпки маэстро примерили 36 гостей. А на бракосочетании принца Гарри и Меган Маркл – 20. Дизайнер долгое время сотрудничал с модным домом Александра Маккуина.

«Он [Александр Маккуин] не стремился к абсолютному контролю. Поскольку он был удивительно творческим человеком, то знал, что необходимо просто позволить творческим людям делать их работу, не помыкая ими и не заключая в жёсткие рамки.

Порой он впервые видел шляпы где-то за час до показа. Ведь мы обычно приезжали в Париж ближе к началу шоу, чтобы не ждать весь день. Но Александр доверял мне, и я просто не имел права подвести его – так что всякий раз нужно было придумывать что-то экстраординарное», – рассказывает Филип.

На выставку привезли несколько шляп с модных показов Alexander McQueen. Среди них особенно выделялись экспонаты «Вдов Каллодена», шляпа «Крылья Вальдшнепа» и «Карусели», шляпа «Кивер».

«Эта шляпа («Крылья вальдшнепа») сделана из птичьих перьев. Александр прислал мне пару крыльев и сказал: «Придумай что-нибудь», – рассказал Трейси о создании «шляпы-бабочки» – так окрестили ее посетители выставки.

Еще одна шляпа с показа McQueen разместилась в дальней комнате «шляпного лабиринта». «Головной убор китайской невесты» был создан к годовщине смерти музы Трейси и Маккуина – Изабеллы Блоу.

«Эта шляпа создана для показа памяти Изабеллы Блоу, он был приурочен к годовщине ее смерти. Изначально это был антикварный китайский головной убор. Я купил его в Пекине, разобрал на части и пересобрал, придав ему другую форму.

Старинный аксессуар получил вторую жизнь, внезапно оказавшись на подиуме у Александра Маккуина. Из отдельных элементов я создал вуаль – ну и вообще всё перекомпоновал», – поделился Трейси.

Большинство экспонатов, представленных на выставке, демонстрировались именно Изабеллой Блоу. Будучи редактором британского Tatler, она в 90-х открыла миру студента Королевского колледжа искусств – будущего гения-шляпника Филипа Трейси.

Вплоть до своей смерти Блоу оставалась главной музой дизайнера. Она демонстрировала шляпы на корабельную тематику, представленные в зале «Эрарты».

В день похорон Изабеллы вместо венка от Трейси её гроб украшала шляпа «Корабль». При её создании мастер вдохновлялся эпохой Марии-Антуанетты, когда в волосы вплетали целые строения.

Блоу вдохновила Трейси на переосмысление образа Мадонны. В конце 90-х дизайнер создал целую серию шляп на эту тематику.

За 30-летнюю работу в сфере искусств, Трейси сотрудничал с многими модными домами: Chanel, Valentino, Ralph Lauren и другие. Поэтому на выставке его работы имеют весомую приставку – от-кутюр. Многие из представленных моделей простой зритель видит впервые – они были созданы в 2019-2020 годах.

Пожалуй, особенно гостей выставки привлекла шляпа, расположенная в дальнем помещении лабиринта – шляпа «Пляшущие шляпки Энди Уорхола». Напротив, рядом с трехмерной копией Трейси висела двухмерная репродукция картины гения «коммерческого поп-арта».

«Мне нравится Энди Уорхол и всё, что с ним связано: его палитра, его образность, его личность. Но в первую очередь, я уважаю его исключительное профессиональное мастерство. Меня всегда восхищали эти прекрасные, совершенные формы.

И я подумал, что будет интересно сделать двухмерный рисунок Уорхола трехмерным. С помощью компьютерной программы мы сгенерировали объёмное изображение. А потом сделали болванки – для каждой маленькой шляпки отдельную. Я также постарался сымитировать вид перьев, получилось в целом похоже», – рассказывает Филип Трейси.

«На этой выставке точно нет недостатка в шляпах», – шутили посетители «Эрарты».

Трейси неоднократно работал с миром медиа, создавая шляпы для фильмов и музыкальных клипов. Именно в шляпе-велосипедный шлем Леди Гага появилась в клипе на песню «Stupid Love», а Грета Гарбо исполняла роль Мата Хари в сияющей шляпе-короне.

Центральным экспонатом на выставке стал котелок Грейс Джонс, инкрустированный кристаллами Swarovski.

«Это шляпа из гардероба Грейс Джонс. Она надевает её всякий раз, когда в конце своего выступления исполняет на бис песню «LOVE IS THE DRUG». Я, кстати, был арт-директором одного из гастрольных туров Грейс. Она выходит на бис в этой шляпе в полной темноте. С первыми аккордами на неё направляют мощный лазерный луч, и весь стадион озаряют потоки отраженного света. Такой вот спецэффект», – такой аксессуар ослепил многих посетителей этой выставки.

Филип Трейси – уникальный дизайнер современности, способный, в равных пропорциях, совместить в шляпе искусство, экстраординарность, блеск и толику сумасшествия. Мало кто из пришедших на выставку осмелиться надеть одну из этих шляпок на широкую публику, но как подчеркнул сам маэстро: «Чтобы получить удовольствие от красивой шляпы, необязательно ее носить».

Дарья Корунец