27 марта Россия встретит нерадостную годовщину начала официального локдауна. Коронавирус изменил привычный ритм жизни: закрытые границы, самоизоляция, работа на дому. Резкие изменения отразились и на психологическом состоянии россиян. Весной прошлого года спрос на психологов увеличился на 69 процентов относительно 2019 года, сообщает газета «Известия» со ссылкой на данные портала Profi.ru.
Наедине с собой
По данным ВЦИОМ, 72 процента россиян решают сложные личностные проблемы самостоятельно. Погружение в работу, общение с друзьями и другие активности отвлекают от насущных проблем, но не решают их.
Когда появились коронавирусные ограничение, вариант обсудить беспокойства с близкими в личном общении стал невозможным. Замкнутое пространство и неготовность к новой реальности стали сигналом для обращения за помощью. «Вечёрка» связалась со специалистами кафедры медицинской психологии СПбГУ, чтобы узнать, как изменилась их работа за время пандемии, и к чему всплеск популярности на психологическую помощь приведет в будущем. На вопросы нашего издания ответили доценты кафедры психологии личности Елена Зиновьева и Наталья Искра.
– Можно ли сказать, что за 2020 год обращений за психологической помощью стало существенно больше, чем в предыдущее годы?
– Конечно, начиная с марта 2020 года, когда весь мир, в том числе Россия стали закрывать границы и уходить на карантин количество обращений за психологической помощью резко возросло. Психологическая клиника СПбГУ полностью перешла на дистанционный формат. В целом где-то на 35% вырос запрос на оказание услуг психологического консультирования.
В апреле 2020 года мы открыли скайп доверия (SPBU-HELP-1), в том числе и с целью сделать психологическую помощь более доступной для наших клиентов.
– Какие основные запросы у клиентов при обращении?
– Обращения в психологическую клинику условно делятся на кризисные и личностные запросы.
Кризисные связаны с острым переживанием произошедшей ситуацией и обычно нужны для поиска решения. Например, конфликты между членами семьи, в том числе семейное насилие, как следствие проживания на одной территории и слабыми навыками регуляции состояний тревоги и агрессии.
Переживание одиночества и социальной изоляции в том числе у тех, кто перешел на дистанционную работу, рост тревожных состояний, связанных со страхом потери работы.
Запросы, связанные с самим ковидом: ковидофобия, то есть страх людей заразиться новой инфекцией. А также страх болезни близких людей, страх умереть, страх стать инвалидом и т.д.
Личностные запросы обычно направлены на желание глубже разобраться в себе, понять из-за чего возникают трудности в отношениях или профессиональном развитии, научиться регулировать свои эмоциональные состояния.

– Какие существуют показания для обращения к специалистам?
– Общим показанием является появление переживания психологического дискомфорта, ощущения, что человек не может сам справиться с происходящими событиями, он их не контролирует, они его эмоционально захватывают, а сил на «переваривание» таких состояний у него нет.
Человек может обратиться к психологу в любой момент своей жизни, даже если у него все благоприятно. Он может хотеть научиться глубже разбираться в причинах своего поведения, эмоциональных реакций, ограничений мышления.
– Как пандемия в будущем может отразиться на ментальном здоровье?
– Уже сейчас исследования показывают, что у людей сильно повысился уровень тревожности и возросло количество случаев посттравматического синдрома, как у врачей, так и у обычных людей после режима самоизоляции.
Можно предположить, что если эти люди не получают квалифицированную помощь, то их состояние может стать хроническим. Отголоски пандемии мы будем наблюдать еще очень долго.
– Как Вы считаете, пандемия повлияла на отношение и доверие людей к психологической помощи и специалистам?
– У людей стало больше возможностей для получения психологической помощи в онлайн-формате, открылось много волонтерских проектов, но одновременно с этим, это привело к тому, что помощь может стать некачественной, оказываемой людьми без достаточной профессиональной подготовки, а порой и без специального образования, поэтому здесь сложно дать однозначный ответ.

Личный опыт
На анонимной основе «Вечёрка» пообщалась с людьми, кто за время самоизоляции впервые обратился за психологической помощью. Чтобы узнать их опыте работы с психологом и как им это помогло.
Анна, 19 лет:
«В 2020 году я заканчивала школу и готовилась к поступлению. На дистанционке, 24 на 7 за компьютером, постоянный стресс от мыслей об экзаменах и будущем. Я почти не спала, постоянно плакала, и мы с мамой решили обратиться к психологу.
Главный вопрос для меня: «Кем я хочу стать, и что будет дальше?».
С доктором мы стали прорабатывать мои внутренние страхи и переживания. После курса мне стало лучше, я начала лучше понимать свои эмоции и желания. Я спокойно сдала экзамены и поступила в университет».
Петр, 25 лет:
«Работа на дому и постоянный контакт с семьей был для меня очень тяжелым периодом. Меня стали бесить абсолютно все вокруг. Семья и друзья не понимали, что со мной, раньше я особо не был конфликтным или раздражительным человеком. Все стали с опаской заводить со мной даже безобидные разговоры.
Тут то я и понял, что нужно проработать этот момент, пока со всеми не переругался.
Стал искать в интернете информацию и нашел клинику с пробным сеансом. Ничего особенного я не ждал, но попробовать стоило.
Мы поговорили, я высказал все что было на душе, и специалист посоветовал анализировать свои эмоции, а не сдерживать их или заглушать.
Теперь каждый раз я задаю себе вопросы: «Почему я это испытываю, и как мне это помогает?», хорошая привычка».
Современные проблемы, современные решения
Пандемия изменила отношение общества к разным профессиям в положительную сторону. Уровень доверия и уважения стал расти к врачам и работников скорой помощи, курьерам и психологам.
Специалисты, центры и клиники перешли в дистанционный режим консультаций. Психологическая эрудиция граждан и осознанный подход к ментальному здоровью, определенно стал одним из положительных феноменов коронавируса.
СПРАВКА
Психолог работает с психически здоровыми людьми, не выписывает лекарства, не ставит диагнозы, а помогает клиенту наладить отношения с собой и с окружением.
Психиатр – это врач, который, как правило, занимается тяжелыми психическими расстройствами при помощи медикаментов.
Психотерапевт – это врач, который занимается лечением пограничных расстройств в основном при помощи терапии, медикаментозное лечение является лишь дополнительным методом.
Александра Савина
Фото Pexels и Pixabay