«Вечёрка» выяснила, как петербургские студенты справлялись с дистанционным обучением и готовы ли вернуться к занятиям в стенах родных вузов?

В конце января Министерство науки соответствующим указом разрешило вузам в новом полугодии, начинающемся с 8 февраля, вернуться к очному обучению студентов. При этом, решение о переходе в обычный режим должен принимать сам вуз, в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе.

«Вечёрка» решила поговорить со студентами и преподавателями вузов Санкт-Петербурга и узнать, как они оценивают свой опыт обучения в режиме online, и как сейчас строится процесс обучения.

Елизавета, РГПУ им. А.И. Герцена: «Две недели показались каникулами. Дальше – мрак»

Елизавета рассказала, что дистанционное обучение ей не понравилось. Во-первых, не хватало живого общения, во-вторых, резко увеличилось количество заданий, даже по тем предметам, по которым раньше их не было (яркий пример – физкультура).

Девушка отметила, что переход на дистанционную форму обучения проходил сложно. Сложности возникли как у профессорско-преподавательского состава, которому было не легко справиться с техникой, так и у студентов, которым пришлось осваивать новые программы.

Ситуация осложнялась технической неготовностью самого вуза перейти на дистанционное обучение: вначале преподавателям не был предоставлен доступ к оплаченной версии Zoom, а платформа Moodle оказалась не готовой к таким перегрузкам и постоянно падала.

Арина, СПбГМТУ: «Сложности с переходом были только в том, чтобы связаться с преподавателями и не лениться»

Совершенное иное впечатление от дистанционного обучения у студентки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, в народе «Корабелки».

Арина рассказала, что ей понравилось учиться дистанционно, поскольку это экономит много времени: не приходится добираться до места учёбы, появилось больше времени на собственные увлечения.

Антон, НГУ им. П.Ф. Лесгафта: «Мне, как студенту, который работает, дистанционка была удобнее»

Антон отмечает, что переход на дистанционное обучение в университете проходил достаточно сложно и долго, поскольку не было собственной платформы для проведения дистанционных занятий.

Среди безусловных плюсов дистанционного обучения для работающего студента молодой человек называет экономию времени, удобную и быструю коммуникацию с преподавателями, а также большую доступность учебных материалов, которые публиковались на сайте.

Мария, СПГХПА им. А.Л. Штиглица: «Дистанционка у нас в университете лишь ещё раз показала, что образование – это только твоя ответственность»

Мария отметила, что при дистанционной форме резко снизилось качество обучения. Среди преподавателей единицы делали полноценные лекции на платформах Zoom и Skype, в большинстве они ограничивались письменными заданиями.

В итоге получилось система, при которой студент не получает знания в широком смысле, а скорее просто выполняет минимум, необходимый для зачёта.

Рамазан, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевич: «Лично для меня большой плюс, что соблюдаются ограничения. Все же здоровье человека важнее»

Рамазан рассказал, что впечатления от дистанционного обучения у него неоднозначные. Безусловным плюсом дистанционного обучения молодой человек считает безопасность людей и, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава, который находится в зоне особого риска в силу возраста. Однако усваивать материал и сдавать работы в дистанционной форме неудобно. Так, возникают сложности с выполнением практических заданий.

Что касается перехода на дистанционное обучение – с этим у студента проблем не было, поскольку он оказался технически готов к переходу, но отмечает, что многие сокурсники испытывали неудобства из-за качественной интернет-связи.

Таким образом, дистанционное обучение – вещь достаточно неоднозначная, даже среди сверстников нет единого мнения по поводу отношения к дистанционному обучению. Возможно, такая разница в оценках происходит из-за разницы возраста.

Для полной картины дистанционного образования необходимо также обратиться к другой стороне – к преподавателям, и узнать, как они смотрят на сложившуюся ситуацию.

Один из профессоров Санкт-Петербургского государственного университета отмечает, что у первого и второго курса наблюдается большая тяга к офлайн-занятиям, поскольку они (занятия) воспринимаются как нечто престижное.

На данный момент все опрошенные студенты находятся на смешанной системе обучения: часть занятий проходит в формате офлайн, часть онлайн. В сети проходят лекции, которые ведут преподаватели старше 65 лет, что обусловлено сохраняющейся нестабильной эпидемиологической ситуацией.

Профессор СПбГУ: «Очень сложно читать лекции квадратикам и кружочкам, общение со студентами ничего не заменит»

Профессор рассказал, что дистанционное обучение ему не понравилось. Во-первых, нельзя заменить живое общение со студентами, во-вторых, возникают проблемы с итоговой аттестацией.

По личным прогнозам преподавателя, выход в офлайн формат грозит массовыми отчислениями.

Среди плюсов дистанционного обучения: малая зависимость от сетки часов и отсутствие расходов на дорогу.

Переход на дистанционное обучение прошёл для профессора не так уж и сложно. Программы Zoom и MS Teams интуитивно понятны в использовании. Большие сложности создавал сам интернет, с доступом к нему у студентов, особенно из других стран. Перестройка в целом потребовала дополнительной работы.

При этом, профессор планирует использовать онлайн-формат для проведения консультацией и защиты проектов в рамках курса.

Исходя из рассказов респондентов, следует отметить, что несмотря на то, что вначале система была очень непривычной, с течением временем под неё все подстроились. Как говорил классик: «Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Анастасия Дорошко