Вторая волна пандемии позади, коронавирус потихоньку сдает свои позиции, а у студентов начинается новый весенний семестр, впервые за долгое время – очно.

Действительно, не так давно все высшие учебные заведения Санкт-Петербурга снова вернулись на очный формат. Теперь студентам снова придется ходить на пары, засыпать на лекциях и общаться с друзьями вживую, а не в канале «Zoom». Как же перестраивались на старый формат обучения студенты и преподаватели, так привыкшие к удалёнке?

На этот вопрос «Вечёрке» ответили несколько учеников разных ВУЗов Санкт-Петербурга.

На вопрос о том, как студенты привыкают к очному и смешанному формату нам ответил студент второго курса Санкт-Петербургского Политехнического Университета им. Петра Великого Лев Патрушев:

«По очному обучению мы все давно скучали. Но больше всего – скучали по друзьям: наконец-то мы сможем увидеться и поговорить вживую.

Удалёнка показала нам, что можно учиться, не вставая с дивана, выполняя проекты прямо у себя на телефоне или компьютере. Даже сейчас в Политехе установлен смешанный формат обучения – лекции мы смотрим дистанционно.

Но живое общение компьютер не заменит: когда ты слышишь преподавателя вживую, видишь доску и сидишь за деревянной партой – материал понимается легче, что ли. Поэтому я точно рад возвращению за парту!

Единственное – плюс удалёнки в том, что учиться студенту проще: сразу больше свободного времени, да и контроль не такой сильный».

Как видят удалёнку учащиеся ЛЭТИ «Вечёрке» рассказал студент второго курса Максим Субботин:

«Для меня переход на очное обучение произошел довольно незаметно. Конечно, живое общение гораздо лучше дистанционного, однако, в очном обучении я вижу больше минусов, чем плюсов.

Во-первых, очные занятия – это огромная трата времени на дорогу, переход от корпуса к корпусу, на лекции, материалы, которых есть в открытом доступе. Во-вторых, с очным форматом остаётся гораздо меньше времени, чем с дистанционном. Кроме того, все преподаватели прекрасно освоили компьютерные технологии, так что, я считаю, очное обучение немного устарело в современном мире.

У моей группы не было плавного перехода – смешанный формат бы не помешал. Трудно входить в рабочий ритм после нескольких месяцев дистанционного формата. Думаю, что в скором будущем будет установлен смешанный формат, а потом и вовсе дистанционный – потому что это удобно, быстро и комфортно».

Про переход на очное обучение в ГУАПе рассказал студент третьего курса Даниил Войтович:

«Я рад был перейти на очное обучение, потому что очень соскучился по преподавателям и одногруппникам. Переход дался мне легко – первый и второй курс я учился в полностью очном режиме. Поэтому я скорее вернулся в привычный для себя ритм: обучение в ВУЗе мотивирует вставать пораньше и следить за собой. Это, кстати, большой минус удаленного формата – отсутствие самодисциплины и привычки часто мешали обучению.

На мой взгляд, очное обучение способствует более глубокому пониманию предметов, которые нам преподают; больше времени уходит на осмысление и усваивание информации, что тоже несомненный плюс. Поэтому я очень рад переходу в очный формат».

Кому-то нравится удалёнка, а кто-то очень рад возвращению в любимый университет. Но все ребята схожи в своих мнениях: очное образование и живое общение незаменимо пока что никакими программами и технологиями.

А что на этот счёт думают преподаватели? Мы поговорили с преподавателем теории общей электротехники Санкт-Петербургского Политехнического Университета им. Петра Великого Евгением Александровичем Бодренковым:

«Первая неделя очного обучения прошла обычно. Кто-то из студентов возвращался в Петербург, все входили в рабочий ритм, но особых отличий от начала нового семестра не было.

К плюсам дистанционного обучения можно причислить: электронную отчётность и документооборот, отсутствие потери времени на дорогу, возможность проводить и посещать занятия из любого города.

Из недостатков стоит отметить: снижение дисциплины, объёма усвоенного материала и, как следствие, качества обучения; трудности для наглядного представления информации; подготовка электронных материалов к занятию, что требует довольно много времени.

В целом опыт довольно интересный. Не думаю, что дистанционный формат обучения в полной мере способен заменить очный. Некоторые виды работ, например, лабораторные, подразумевают подтверждение теоретических материалов физическими экспериментами, а не программным кодом.

Однако внедрение некоторых элементов электронного формата в классический положительно повлияет на образование. У студентов появится возможность дополнительно практиковать навыки, формировать новые компетенции, задавать вопросы напрямую преподавателю».

Преподаватели, как и студенты, сошлись во мнении: большинство из них предпочтёт очное обучение, поэтому все рады переходу с удалёнки.

Однако, войти в рабочий ритм получается сразу далеко не у всех. Но, смело можно заявить, что это дело привычки и скорее временные трудности – живое общение и интерес к науке точно того стоят. Поэтому сегодня все высшие учебные заведения Петербурга постепенно настраиваются на работу и смотрят в будущее с оптимизмом, а ученики радуются тому, что вновь возвращаются в настоящую студенческую жизнь.

Софья Гордюшова