На улице лютый, по нынешним меркам, мороз, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков намекает стране на приятный август, который мы встретим с «открытым забралом». Однако, как фактически мы проведем лето, пока неизвестно, особенно учитывая тот факт, что Санкт-Петербург все время запаздывает с мерами и анти-мерами.

«Вечёрка» пообщалась с представителями самых пострадавших от пандемии сфер бизнеса и узнала, как компаниям удалось пережить год без привычных схем работы с клиентами.

Так, например, музеи в Санкт-Петербурге открылись только с 6 июля 2020, тогда как в Москве разрешение дали аж 16 июня. С одной стороны, три недели — это не так уж много, с другой после столь длительного пребывания в замкнутом пространстве крошечных квартир очень уж хотелось выбраться хоть на какое-то культурное мероприятие.

Наконец, к концу января и в начале февраля город постепенно начал возвращаться к привычной допандемийной жизни:

  • Кафе и рестораны уже могут работать круглосуточно;
  • С 12 февраля открылись фудкорты, правда заполняемость не более 50%;
  • На торжественную регистрацию брака допускается не более 30 человек;
  • Заполняемость залов в кинотеатрах, цирке и на концертах увеличивается до 75%;
  • Зоопарки, аквапарки и океанариумы также могут открыть свои двери при соблюдении установленных правительством условий;
  • Наполняемость спортивных мероприятий теперь составляет до 75%, но не более 25 тысяч зрителей.

До 15 мая остается обязательным ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук.

За период пандемии кроме людей серьезно пострадал бизнес. Меры против COVID-19 вынудили уйти с рынка около 20% российских компаний. Остальным пришлось адаптироваться, естественно, с потерями для своего бюджета.

Так, всемирно известная компания быстрого питания вложила около 500 млн рублей на переоборудование помещений, СИЗы, а также на социальные инициативы – предоставление обедов врачам и волонтерам. Помимо этого, предприятию пришлось увеличить годовой фонд оплаты труда еще на 600 млн рублей, несмотря на то, что части сотрудников было предложено перейти на работу в доставку из-за закрытия некоторых точек во время карантина. Хотя плюсы в данной ситуации тоже получилось найти: увеличился спрос на концепции выдачи заказов в автомобили и доставку, и даже было открыто более 60 новых точек по России.

В отличие от ресторанов и кафе, которые все еще могли, хоть и с ущербом, но переориентироваться полностью на работу с доставкой, спортивным клубам пришлось закрыться более чем на три месяца. А для открытия с 6 июля пришлось опять же подстроиться: антисептики, защитные экраны, дополнительная обработка всего используемого оборудования.

«Наши расходы в этот период закономерно превосходили доходы, все это, конечно же ударило по бюджету компании», – комментирует ситуацию представитель сети фитнес-клубов.

Однако предприятие смогло создать новые проекты, которые не страдают от пандемии, а наоборот только обогащаются: онлайн-трансляции тренировок в социальных сетях для укрепления лояльности клиентов, выпуск приложения для покупки индивидуальных платных онлайн-тренировок, запуск подкастов и другие медиа-проекты для привлечения новых клиентов.

Однако даже новые проекты пока не позволяют спрогнозировать, когда ситуация стабилизируется. По мнению участников рынка, восстановление займет не менее двух-трех лет.

Еще одна пострадавшая от пандемии сфера – это кинотеатры. По словам президента сети кинотеатров Ольги Зиняковой закрытие залов на полгода и дальнейшие меры против распространения коронавируса привели «к масштабным убыткам в десятки миллиардов рублей».

Из-за пандемии были отложены выходы огромного количества блокбастеров, что также ударило по данной сфере. В то же время ситуация с COVID-19 подтолкнула предприятие к развитию новых проектов: «Мы стартовали с автокинотеатрами, доставкой продуктов кинобара, мультимедицной онлайн-платформой и серией прямых эфиров с представителями киноиндустрии, начислили дополнительные баллы всем участникам программы лояльности».

Благодаря снятию ограничений и в преддверии праздников появилась услуга «Ключи от зала», благодаря которой стало возможным бронировать целый кинозал под закрытые кинопросмотры. Представители сети надеются, что с отменой коронавирусных мер в прокат будет выходить все больше качественного контента.

Если говорить о планах предприятий по ослаблению ограничительных мер, то здесь ответ один – все зависит от инструкций Роспотребнадзора и от постановлений Администрации Санкт-Петербурга.

Простым горожанам остается надеяться, что на фоне снижения уровня заболеваемости мы совсем скоро вернемся к допандемийным нормам жизни.

Кристина Плакхина