Первая выставка этого года «Психея, душенька…» («Sweet Psyche…») посвящена известной мифологической истории о девушке-бабочке, чье имя также означает «дыхание». Любители искусства, пришедшие в Эрмитаж, смогут увидеть, как Психея – душа в человеческом облике – была воплощена в античной и русской культуре.

Тема отношений Амура и Психеи-Душеньки – это круговорот философских идей, не теряющих актуальность с течением времени: это размышления о любви, побеждающей смерть, о неудержимом человеческом любопытстве, о зависти и непростых родственных отношениях.

9 февраля состоялась торжественная церемония открытия, где выступили генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, и кандидат искусствоведения, заведующая отделом Античного мира в Государственном Эрмитаже Анна Трофимова. Они также выразили огромную благодарность Третьяковской галерее, принявшей участие в организации выставки.

Эксклюзивную экскурсию проводит куратор – главный хранитель Отдела Античного мира Юлия Семенова.

Имеет ли отношение выставка со статуями античных Ромео и Джульетты к приближающемуся 14 февраля – празднику всех влюбленных?

По словам Юлии Семеновой, для Психеи любое время удачное: «Вдохновением послужил вовсе не День святого Валентина, а фраза из дневниковой записи Михаила Кузмина, переводчика легендарного Апулея. Та самая, которую выбрали в качестве названия выставки».

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа можно увидеть уникальные экспонаты: обереги, подарки, роскошные украшения, которые носили прекрасные женщины Древней Греции и Рима. Каждая вещь таит в себе смысл: так, например, можно увидеть изображение Эрота, ловящего бабочку, что олицетворяет душу, которую сжигает любовь.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации поэмы «Душенька» Ипполита Богдановича, которыми занимался Федор Толстой целых 13 лет.

Мы рассматриваем детали, пространство и узнаем историю Души, нарисованной в стиле «a la sauvage»: девушка выглядит и раздетой, и одетой одновременно, соответственно, ее нагота словно балансирует на грани. А особо внимательные посетители смогут заметить по художественным работам, как Толстой отходил от изначально выбранного классицизма.

Интересно, что бабочка, которая сопровождает образ Психеи практически везде, является также символом Эрмитажа, поэтому выставка для музея имеет особое значение.

Выставка работает до 28 марта 2021 года.

Дарья Зуева