Впервые балы (ассамблеи) появились в 1718 году при первом императоре и реформаторе Петре I. В отличии от древнерусских пиров, балы – более светское мероприятие со строгими правилами и порядком. В пик популярности таких мероприятий (XVIII-XIX вв.) их проводилось до 1000 в год только в одном Петербурге.

Бал имел чёткую структуру: в начале торжественный марш-полонез, после следовал вальс и только после этого можно было считать бал открытым. Далее танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр и многие другие специфические для слуха современного человека слова.

Незадолго до первой русской революции в феврале 1903 году состоялся придворный бал в Зимнем дворце. Тогда, отмечая 290-летие династии Романовых, никто ещё не подозревал, что это их последний бал…

В своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович писал: «Весь Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».

Несмотря на то, что в XVII веке балов ещё не было, Император Николай с большим уважением и восхищением относился к той эпохе. Гости и сама императорская чета нарядились в костюмы допетровских времён.

Сам император нарядился в костюм Алексея Михайловича (1629-1676 г.), в честь которого, кстати, дал имя своему единственному сыну.

А императрица Александра Федоровна была в костюме царицы Марьи Ильиничны (1624-1669 г.).

Благодаря появлению фотографии и стараниям императрицы мы можем окунуться в атмосферу «самого известного праздника времени последнего российского императора».

Размах был поистине царский: около 400 гостей, все костюмы которых были уникальными, украшены драгоценными камнями и созданы с участием историков, чтобы в точности передать дух той эпохи.

38 подлинных предметов царского костюма XVII века были доставлены из оружейной палаты Московского Кремля. Даже оркестранты и хористы были одеты в тематические наряды.

Кроме костюмированного бала к празднику были организованы торжественный вечер с ариями из оперы «Борис Годунов» в исполнении Фёдора Шаляпина и балетами: «Баядерка» и «Лебединое озеро» с участием Анны Павловой. После этого был шикарный ужин и танцы до глубокой ночи.

Несколько костюмов сохранились до наших дней и находятся в фондах Государственного Эрмитажа.

Кстати, к 300-летию дома Романовых на немецкой карточной фабрике создали эскизы игральных карт «Русский стиль», за основу которых были взяты костюмы участников бала.

А в 2011 на экраны вышел фильм Бориса Лизнева «Последний бал», созданный на основе фотографий с главного императорского торжества.


Таисия Бабарыкина