Сегодня, 6 февраля, 80 лет назад открыли экспозицию Военно-морского музея в здании Биржи на стрелке Васильевского острова. «Вечёрка» предлагает совершить длинный, но приятный поход через несколько столетий истории главного музея российского флота.

Эпоха становления флота

История одного из старейших морских хранилищ началась в эпоху Петра I. В период с XVI по XVIII век по всей Европе стремительно создавали регулярные флоты. Перед постройкой корабля делали его уменьшенную копию, которую обязательно сохраняли.

Модели с лучшими показателями принимали за образец, который далее совершенствовали инженеры.

Делом государственной важности стало сохранение таких экземпляров и их чертежей. При западных адмиралтействах организовывали галереи-моделей или конструкшн-камеры. В России подобное место назвали Модель-камера.

Петр I впервые упоминает ее в письмах в 1709 году. Этот год принято считать начальной точкой в хронике Военно-морского музея. При Петре I был издан Регламент об управлении адмиралтейства и верфи. В нем говорилось: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую».

Золотой век мореплавания

В XVII веке музей функционировал как информационный центр. Сотрудники собирали бумаги с чертежами, картами и модели кораблей с разных подразделений Адмиралтейства.

Теперь все хранилось и было распределено в Модель-камере. Каждый предмет и документ был записан в специальной книге и выдавался исключительно с отметкой о выдаче.

Конец тысячелетия складывался менее успешно – не хватало денег на развитие и реконструкцию. Со стороны государства и мастеров кораблестроения снизился интерес к музею, как к хранилищу. Модели кораблей стали частью культуры, приобрели статус реликвии.

Возрождение интереса

В 19 веке библиотека Адмиралтейства присоединилась к «Морскому Музеуму». В России появился крупнейший флотский культурный центр. Объединение имело особый успех среди моряков.

По возвращении из дальнего плавания они передавали добытые трофеи: минералы, чучела птиц или одежду туземцев. К середине тысячелетия музей утратил свою значимость в глазах новой власти и вновь пережил кризис.

Новая эпоха

В прошлом веке музей был важной единицей технического прогресса. Он принимал новые виды оружия, проекты судов, опытные станки, аппараты. В нем хранились изобретения известных конструкторов А. П. Давыдова и С. К. Джевецкого, А. А. Попова.

В августе 1939 года Центральному военно-морскому музею было передано здание бывшей Биржи, а также собран штат научных сотрудников. Сложно представить, какой объем работы произвели при перевозе экспонатов.

Известно, что служащим и специальным рабочим помогали курсанты Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского. Они на руках переносили хрупкие модели кораблей из панциря черепахи и слоновой кости.

Переезд проходил в спешке, люди работали больше 11 часов, чтобы открыть экспозицию к весне 1941 года. В сроки уложились.

Летом началась война. Наиболее ценные предметы эвакуировали в Ульяновск. Сотрудников распределили на три группы по городам Ленинград, Москва и Ульяновск. На протяжении военных лет их задачей было сохранять музейное имущество. Они также вели научно-пропагандистскую деятельность.

В июле 1943 года Адмирал Флота Н.Г. Кузнецов подписал приказ No268 «О сборе реликвий и боевых трофеев Отечественной войны при ЦВМ музее». Этот приказ значительно облегчил сбор музейных предметов. Всего в годы войны в музей поступило более 20 тысяч новых экспонатов.

Современность

Сегодня Центральный военно-морской музей располагается в здании Крюковских казарм. На сайте музея сообщается, что внутри комплекса построен корпус, где расположена экспозиция, посвященная истории Российского флота XVII–XIX веков.

В атриуме находятся крупногабаритные образцы военно-морской техники и оружия. Остальные 18 залов экспозиции расположены в здании, выходящем на Крюков канал, напротив Новой Голландии.

Коллекция Военно-морского флота, как впечатления трех тысячелетий. Она аккуратно сопровождает нас к истории российского флота. Робкими шагами.


Юлия Кряжевских