На Императорском фарфором заводе к Новому году и Рождеству изготавливают скульптуры сказочных персонажей и изделия с зимними узорами.

К каждому Новому году и Рождеству  мастера Императорского фарфорового завода создают что-то новое, с праздничной зимней тематикой. Так повелось издавна. Хотя время меняет предпочтения покупателей и тренды. Но неизменным остается качество, а во многих изделиях в росписи присутствует кобальт и золото – «визитная карточка» завода.

Как рассказали «Вечёрке» на заводе,  датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда был заключен договор с датчанином Христофом Гунгером, по которому он, «Арканист» (от латинского «Arcanum» — владеющий тайной, тайной фарфора) обязался организовать в Санкт-Петербурге фарфоровую мануфактуру. Гунгер оказался шарлатаном.  А изобрел русский фарфор буквально с нуля Дмитрий Виноградов, горный инженер по специальности.  Именно он на основе российского сырья разработал различные составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора изделий. Он же спроектировал печи, вывел оптимальные условия для обжига, разработал методы формовки. Технологиями, разработанными Виноградовым, здесь  пользуются поныне.

До Октябрьской революции завод был собственностью Императорской фамилии, поэтому в плане создания изделий многое было ориентировано на вкусы  высочайшего семейства. Со времен Елизаветы Петровны стало принято к Рождеству заказывать на заводе особые подарки –  для семьи, для элиты. Многие подарки носили дипломатический характер – и отсылались царствующим домам других государств. Чаще всего такими подарками становились сервизы. При Павле I появились  сервизы на две персоны, а также сервиз на одну персону. Императорская фамилия заказывала не только посуду, но и фарфоровые изделия, которые являлись украшением интерьера: вазы,  канделябры, футляры для часов, чернильницы. А в конце XIX  века в связи с внедрением новой технологии подглазурной росписи на изделиях, прежде всего на вазах и декоративных тарелках, появились  эффектные  образы русской зимы.

В советское время Рождество не отмечали. Но с конца 50-х годов, в период оттепели, начался выпуск скульптуры сказочных персонажей:  Деда Мороза, Снегурочки. Пользовались популярностью и анималистическая скульптура (во многих семьях они сохранились поныне). В советское время появились чашки и сервизы с зимними пейзажами (большинство из них принадлежало кисти Алексея Воробьевского, народного художника РСФСР, работавшего на заводе с 30-х годов и вплоть до своей кончины в 1992 году).

Более современные тренды – скульптура  животного-хранителя года по восточному календарю и изделия  с его изображением.  В 2019  покровителем года был кабан (и, соответственно, выпускались тарелки с его изображением), в 2020 – мышь. Следующий год –  Металлического быка (есть декор «Золотой бык» – с изображением властителя года, словно закованного в металлические латы).  Но мыши не сдают позиций. В уходящем году завод выпустил столовый сервиз «Крысята-воришки» (по мотивам «Щелкунчика» постановки Михаила Шемякина  на сцене Мариинского театра ).

Кроме сказочных персонажей под Новый год на протяжении последних лет неизменно пользуются сервизы с изображением европейских атрибутов Рождества, прежде всего с  традиционным  рождественским  венком – с лесными ягодами и золотыми лентами. Охотно раскупаются сервизы, выполненные в цветах Рождества – голубом   и красном.

– Зимняя коллекция обращена к направлению Mix&Match (смешивай и сочетай), ставшему одним из ведущих в современном дизайне. Вводя в декор венки из сосновых веток и декоративных растений с ягодами, я обращалась не только к западноевропейской рождественской традиции, но и к художественному наследию Императорского фарфорового завода, вдохновляясь композициями одного из ведущих живописцев по фарфору XIX века Федора Красовского, – рассказывает Юлия Чистякова, ведущий художник ИФЗ.