Ледовый дрейф научных станций «Северный полюс», который в 1937 году со своей экспедицией начал знаменитый исследователь Арктики дважды Герой Советского Союза Иван Папанин, навсегда ушел в прошлое. 18 декабря на Адмиралтейских верфях будет спущена на воду уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», с помощью которой Россия продолжит прерванные арктические дрейфующие экспедиции.

Лед – ненадежное плавсредство

Началось все в 1937 году. С тех пор была проведена 41 экспедиция. На льду разворачивались научные и бытовые городки из модульных домиков. Но давно уже стало понятно, что лед не самое надежное плавсредство. В последние годы из-за глобального потепления и таяния льдов в Арктике все сложнее было найти надежную льдину требуемых размеров для организации долговременной дрейфующей станции. Ледяные поля, на которых располагались станции, часто подвергались постоянным сжатиям, из-за чего в самых неожиданных местах происходит торошение, способное раздавить домики и оборудование, появлялись разломы и трещины. Например, СП-40 в 2013 году пришлось срочно эвакуировать на полгода раньше намеченного срока из-за того, что льдина раскололась на несколько кусков. Последняя СП-41 в 2015 году (ее принято обозначать не по нумерации, а по году – СП-2015) проработала всего около четырех месяцев.

По сути, за последние десятилетия в деятельности СП не произошло никаких радикальных изменений в части подхода к получению научных данных и обеспечению постоянного присутствия России в стратегически важном регионе планеты! А как отмечалось в концепции создания ЛСП, термин «присутствие» — это не формализм, а реальная задача, которую ставит правительство России для целого ряда органов исполнительной власти, научных и военных институтов.

Не первый проект

Над проблемой создания дрейфующих станций на базе плавучих инженерных сооружений задумывались с начала 70-х годов прошлого века. Одним из вариантов была проработка варианта использования ледокола «Красин» в качестве долговременной дрейфующей научно-исследовательской станции взамен ледовых дрейфующих станций.

Однако по ряду технико-экономических соображений этот проект был отвергнут. Более привлекательным для этой цели казался портовый ледокол проекта 97 (самая массовая серия ледоколов в СССР). Исследование возможности его использования с необходимыми проектными выкладками было выполнено в свое время Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ). Но он не был реализован. Потом было принято решение о строительстве ЛСП.

Как рассказали корреспонденту «Вечёрки» в АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), в августе 2017 года на заседании правительства была рассмотрена и одобрена новая редакция программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в которой заложено проектирование и строительство ЛСП «Северный полюс». Заказчиком ее создания является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Научно-исследовательский ледоход

По сути, ЛСП «Северный полюс» — это новое научно-исследовательское судно. Ледовые станции были круглогодичными научно-исследовательскими и оперативно-производственными российскими базами. Отличительной особенностью такого метода исследований является долговременная комплексная регистрация параметров природной среды Северного Ледовитого океана. ЛСП сможет выполнять более широкий спектр исследовательских работ с применением современных автоматических и зондирующих комплексов и приборов. И при этом обеспечивать комфортные и безопасные условия работы и проживания членов экспедиции в условиях долговременного полярного дрейфа.

Новая платформа – самодвижущаяся. Такой вариант дает возможность активно влиять на траекторию дрейфа, обеспечивая наибольшую ценность результатов научных наблюдений. А также самостоятельно возвращаться в порт, выходить в точку начала следующего дрейфа, самостоятельно, без помощи буксировщика, заходить на базу (в порт приписки) для прохождения периодических осмотров и профилактических ремонтов.

То есть, самоходный вариант по сравнению с несамоходным даст возможность существенно снизить эксплуатационные расходы — за счет исключения в большинстве случаев привлечения буксиров.

Также на льдине невозможно было безопасно исследовать ледовые нагрузки, механику деформаций и разрушения льда, совершенствовать методы расчета локальных и глобальных ледовых нагрузок на суда и другие инженерные сооружения. А также разрабатывать и анализировать системы мониторинга ледовых нагрузок на промышленные объекты. То есть, ЛСП – это еще и ледоход. У нее нестандартная яйцевидная форма, что позволяет минимизировать воздействие льда на платформу. А сталь редкой марки обеспечивает повышенную прочность в соответствии с ледовым классом судна.

Справка

Разработчиком эскизного проекта стало ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Длина платформы – 83,1 метра, ширина – 22,5 метра, осадка – 8,6 метра, водоизмещение – более 10 000 тонн, мощность головного двигателя – 4 200 кВт, скорость – не менее 10 узлов; экипаж – 14 человек, научный персонал – 34 человека.

Как рассказали корреспонденту «Вечерки» в пресс-службе АО «Адмиралтейские верфи», в настоящее время техническая готовность ЛСП составляет 60 процентов: «Это является основанием для спуска объекта на воду, где уже на плаву продолжатся работы по его достройке. После окончания постройки судна начнутся швартовые испытания. Они пройдут на территории завода. А потом ЛСП отправится на заводские ходовые испытания.».