1 декабря постоянные пользователи сайта Администрации Санкт-Петербурга, зайдя на портал, удивились его новому, непривычному оформлению. Обновление официального ресурса исполнительной власти города оказалось масштабным. Пресс-служба Смольного рассказала, для чего была проделана такая работа, и какие новые функции получил сайт gov.spb.ru

На главной странице посетители могут увидеть фотографии Санкт-Петербурга, при этом, как отмечено в официальном пресс-релизе, это не только «открыточные виды» нашего города, но и «снимки из заводских цехов, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, жилых кварталов».

Но внешнее оформление – не самое важное обновление. Теперь жители города могут в онлайн-режиме видеть, сколько уборочной техники работает на улицах Петербурга, количество МФЦ, которые предоставляют услуги для горожан и счётчик решённых проблем и вопросов через портал «Наш Санкт-Петербург».

«В центре первого экрана, помимо традиционного меню, –  строка поиска. По статистике больше половины посетителей портала ищут информацию, пользуясь поисковыми сервисами, – подчеркивают удобство и функционал нового формата в Смольном. – Некоторые поисковые запросы уже вынесены отдельными кнопками».

Кроме того, на сайте Администрации появились и новые разделы, посещённые реализации крупных городских проектов: развитию системы освещения, новой модели транспортного обслуживания, реконструкции Новой Голландии и Единой карты петербуржца.

Пресс-служба также отметила, что при создании обновлённой версии сайта учитывался поведенческий фактор посетителей, мировой опыт создания порталов региональных администраций и современные технологии, которые позволили сделать ресурс более динамичным.

«Вечёрка» отправила официальный запрос в Администрацию Санкт-Петербурга с просьбой рассказать читателям, в какую сумму обошёлся городскому бюджету новый сайт Смольного. Ответ из Комитета по информатизации и связи пришёл очень оперативно.

Согласно сайту Госзакупок, в конце апреля прошлого года Комитетом был размещен заказ на «Выполнение работ по развитию официального представительства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети общего доступа «Интернет» для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2019 году» на сумму 9 847 300 рублей. Единственным участником аукциона стало подведомственное Комитету ГУП Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр.

Для сравнения, за новый сайт для администрации Нижнего Новгорода заплатили чуть более 5 миллионов рублей, а вот за обновление портала Московской области пришлось заплатить уже 6 миллионов рублей. В Чите, например, потратили всего 900 тысяч рублей. В тоже время за отдельный функционал портала мэрии Москвы могут «выложить», как за весь сайт нашего города (например, обновление личного кабинета пользователей mos.ru обошлось в 9,5 миллионов рублей).


«Вечёрка» обратилась к специалистам в области информационных технологий, дизайна и создания сайтов, с просьбой с профессиональной точки зрения оценить новый портал Смольного.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega: «При беглом взгляде на новый сайт в глаза бросаются некоторые недоработки.

Визуально сайт очень перегружен. Даже первые фото, которые встречают пользователя, мешают комфортному восприятию информации. Контент на главной странице плохо структурирован: например, новости встречаются дважды. Есть информационные блоки совсем без заголовков, что затрудняет навигацию.

Информационные баннеры выполнены в разной стилистике, что сближает их с рекламными. Поэтому взгляд уже по привычке отфильтровывает их.

На сайте слишком много шрифтовых стилей. Для информационного ресурса это большая проблема, так как посетители быстро устанут читать текст с разным форматированием.

Внутренняя навигация разделов отличается друг от друга. Например, раздел «Губернатор» имеет боковое меню, а раздел «Пресс-центр» – нет. Вообще, разделы сайта зачастую кардинально отличаются манерой исполнения. Это также увеличивает время обучения пользователя интерфейсу сайта.

Визуальная стилистика сайта застряла в эпохе 5-10-летней давности. К примеру, уже давно нет необходимости дополнять пункты основного меню красивыми иконками. Сейчас пользователям ценен сам контент, тем более, на такого рода ресурсах.

Дизайн информационного административного портала ни в коем случае не должен превалировать над собственно информацией. Наоборот, он должен быть максимально простым и понятным».

Александр Обанин, арт-директор IT-компании DD Planet: «Назову несколько причин, почему новый сайт уже устарел.

Первая – актуальность дизайна: портал выглядит похожим на любой другой правительственный ресурс. С одной стороны, это неплохо — человек чувствует, где находится. Но так же выглядят и другие сайты, нарисованные 2–3 года назад.

Вторая – удобство для пользователя: поисковая строка – самая важная часть сайта, которая позволяет быстро искать и находить нужную информацию или сервисы. Я попробовал узнать график работы транспорта – ввёл запрос в поисковую строку, и ничего не произошло. Мне не предложили посмотреть страницу о транспорте. По нажатию кнопки «Поиск» появилась стандартная выдача Яндекса. Естественно, нужная информация была даже не в начале страницы. Так же произошло с поиском тарифов и ограничений движения в городе, но на эти страницы хотя бы есть ссылки под поиском.

Третья – айдентика — фирменный стиль города: в современном мире города становятся брендами, и могут позволить себе разработку фирменного стиля, чтобы впечатление о взаимодействии с городом было целостным. Таким образом, повышается узнаваемость самого города и его цифровых сервисов».

Олег Долгицкий, психолог, преподаватель, специалист по государственному и муниципальному управлению: «Преимущественно голубой цвет на сайте является трендовым, т.к. он расслабляет пользователей, снижает тревогу и напряжение, это скорее плюс.

Что касается функционала, очень похоже на то, что разработчикам ставилась задача уместить в интерфейс слишком много. Стоит отметить, что они с этой задачей справились, но от нагромождения информации в системе возникает риск мискликов (ошибок при нажатии на ссылки, прим. ред.)».

Пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга сообщила, что каждые три месяца сайт gov.spb.ru посещают 2,5 миллиона человек. «Вечёрка»  провела свой небольшой опрос среди простых горожан. Вопрос был простой: Как вам новый сайт Смольного?

В итоге, удобным новый портал признали почти 20 процентов наших читателей. При этом большинство горожан вообще не пользуются ресурсом Смольного – 75% опрошенных.

В любом случае изменения, обновления и стремление к новым горизонтам – похвальны. Главное, чтобы проделанная Администрацией Санкт-Петербурга работа не стала бесполезной, а новый ресурс помогал решать насущные проблемы всего города и отдельных его жителей, ведь именно на это идут наши налоги.