Уходящий год славен не только «очевидными» юбилеями вроде 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, но и менее броскими, на первый взгляд, датами. Например, двумя именинами – 290-летием Александра Васильевича Суворова и 150-летием Владимира Ильича Ленина. И если первая годовщина связана, в основном, с армией и ратными победами, то вторая – с масштабными политическими переменами, отголоски которых звучат в нашей жизни и по сей день. Вспоминая об Октябрьской революции, мы, естественно, не можем забыть о крейсере «Аврора», чей выстрел стал сигналом к красногвардейскому штурму Зимнего дворца и свержению либерального Временного правительства. С тех пор утекло много воды, и сегодня нам хотелось бы поговорить о нынешнем состоянии небезызвестного корабля, превращенного в плавучий музей.

Экскурс в историю

72 года назад, 17 ноября 1948-го, крейсер «Аврора» – вероятно, самое знаменитое в тот момент военно-морское судно Советского Союза – поднялся вверх по Неве и встал на вечный прикол у гранитной Петроградской (сейчас – Петровской) набережной Большой Невки – напротив городского Нахимовского училища (расположенного, кстати, в здании бывшей женской гимназии). Этому предшествовали многие важные и любопытные события.

В годы войны «Аврора» находилась в порту Ораниенбаума и вела на тамошнем «пятачке» самоотверженную борьбу с гитлеровскими захватчиками. С крейсера были сняты и отправлены на сухопутные позиции под Дудергофом (на Вороньей горе) девять 130-миллиметровых орудий. Еще одно аналогичное установили на бронепоезде «Балтиец», а три 76,2-миллиметровых и шесть 45-миллиметровых орудий укрепляли обороноспособность кораблей Чудской военно-озерной флотилии. То есть защищали те местности, которые за 700 лет до того отстаивал Александр Невский в борьбе с псами-рыцарями. Сам крейсер регулярно подвергался вражеским артобстрелам и авианалетам.

Но, как только Красная армия прорвала фашистскую блокаду северной столицы и отбросила вермахтовские дивизии от стен нашего мегаполиса, власти серьезнейшим образом поставили вопрос о ремонте и восстановлении легендарной «Авроры». Ее хотели превратить в один из идеологических символов победоносного красного режима. Выигравшего «социальную» Гражданскую усобицу и идущего от успеха к успеху в национально-державной Отечественной войне. И кораблю, с которого как бы началась революция, надлежало запечатлеть сей геройский имидж самым удачным и убедительным образом.

Уже вслед за полным снятием осадного кольца, 24 августа 1944 года, на заседании Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся была специально рассмотрена «корабельная» тема. В единогласно принятой резолюции говорилось:

  1. Принять предложение Народного комиссариата Военно-Морского флота СССР об установлении навечно краснознаменного крейсера «Автора» на Неве как памятника активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства в дни Великой Октябрьской социалистической революции.
  2. Краснознаменный крейсер «Аврора» установить у Петроградской набережной на реке Большая Невка против здания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Почти сразу на борту судна развернулись масштабные ремонтные работы, которые выполняли 13 опытных специалистов, занятых в структурах ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения). Они заделали пробоины и починили доки. Крейсер обрел тот вид, какой был у него в октябрьские дни 1917-го. Лишь многочисленные электросварочные швы на бортах, надстройках и трубах напоминали о боевых шрамах последней войны. В конце мая 1945 года «Аврору» отбуксировали в Кронштадтский док, где она провела почти два месяца – с середины июля по начало сентября.

7 сентября судно вновь «доставили» в Ленинград, где ремонтники приступили к разгрузке помещений и демонтажу прежнего оборудования. А в октябре корабль был временно отдан во власть жрецов искусства: на борту развернулись съемки широкоформатного художественного фильма «Крейсер “Варяг”» – о геройском судне, погибшем в январе 1904-го, в самом начале Русско-японской войны. Следует добавить: организованные киностудией имени Максима Горького съемки проходили буквально спустя полтора месяца по окончании боевых операций в Маньчжурии, где были разгромлены сухопутные Квантунские дивизии. Вслед за этим союзники по антигитлеровскому блоку, включая СССР (кого представлял генерал-лейтенант Козьма Деревянко) подписали 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» акт о капитуляции императорской Японии. Естественно, что у нас поднималась волна державного патриотизма, на гребне которой и снимались военно-исторические ленты.

«Загримированной» под «Варяг» «Авроре» предстояло сыграть роль затопленного в Желтом море крейсера. Кинематографисты распорядились установить четвертую, фальшивую трубу, а также несколько 152-миллиметровых пушек. Помимо того, некоторые орудия расчехлялись; нос корабля декорировался, как это полагалось на заре ХХ века, а в кормовой оконечности умельцы ладили командирский балкон. Палубу покрыли сосновыми досками, а инженеры и рабочие завода «Судобетонверфь» выполнили герметизацию корпуса. С обшивки была удалена ржавчина, а потом практически всю подводную часть залили тонким слоем высокомарочного бетона. Съемки, в которых участвовал весь личный состав «Авроры», завершились только 29 сентября 1946 года. На следующий день корабль подвели к стенке судоремонтной мастерской у Масляного канала на Васильевском острове. Тут крейсер «очистили» от кинореквизита, установили на нем четырнадцать 152-миллиметровых орудий, причем часть из них имела уже сухопутные станки и щиты, а для трех таковые пришлось изготавливать по старым образцам. Не запамятовали и о праздничных салютах: их должны были производить четыре 45-миллиметровые орудия – попарно на среднем и кормовом мостиках. На этом тогдашний ремонт был завершен.

В новом качестве

6 ноября 1947 года – накануне 30-й годовщины Октябрьской революции – знаменитый крейсер, чей выстрел ознаменовал наступление в России обновленной версии тоталитарно-средневековой диктатуры, занял свое легендарное место на Неве, ниже моста Лейтенанта Шмидта (который в дореволюционную эпоху назывался Николаевским). А 7 ноября «Автора» участвовала в военно-морском параде по случаю красного дня календаря. Помимо кадровых офицеров и матросов-срочников и сверхсрочников, на палубе выстроились и курсанты Нахимовского училища.

Вечером же по команде первого комиссара мятежного судна Александра Белышева из носового орудия грянул холостой выстрел, который воспроизвел картину давно забытых событий. Интересно: спустя еще 20 лет, 7 ноября 1967 года, когда партийная верхушка пышно отмечала полувековой юбилей советской власти (в Ленинграде даже прошло торжественное заседание, где с докладом выступил генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев), Александр Белышев вновь командовал показательным выстрелом. На сей раз театрализованное действо было продемонстрировано по центральному телевидению…

Поистине судьбоносным в жизни «Авроры» оказался 1948 год. 17 ноября, вскоре после празднования 31-й годовщины Октябрьского переворота, крейсер, поднявшись по невским волнам, пришвартовался к Петроградской набережной Большой Невки – рядом с Нахимовским военно-морским училищем. Здесь его посетили юные нахимовцы – курсанты выпускной роты. Союзное и городское начальства окружили корабль прямо-таки отеческой заботой. Он нужен был и Кремлю, и Смольному ради революционной историко-идеологической славы. Один вид крейсера «работал» на партийно-советское воспитание молодежи.

На судне возник богатый экспонатами музей. В 1956-м (в год ХХ съезда КПСС) его значительно расширили, превратив в филиал Центрального военно-морского музея. Ну, а в 1960-м (вслед за кратковременным доковым ремонтом) Совет Министров СССР, который возглавлял тогда Никита Хрущев, включил «Аврору» в число охраняемых государством памятников. Почти сразу крейсер, ставший исторической достопримечательностью, перестал быть подготовительной базой Нахимовского училища. Но высочайший «звездопад» не прекращался.

22 февраля 1968 года – к 50-летию со дня основания Советской армии (на Красной площади даже прогремел дополнительный военный парад, тогда как до весны 1969-го проводились обычно два «стационарных» парада – 7 ноября и 1 мая; потом майские «рати» были вообще упразднены) – «Аврору» наградили, «добавочно» к полученному в ноябре 1927 года ордену Красного Знамени, орденом Октябрьской революции. Она стала, таким образом, единственным в стране дважды орденоносным кораблем. Символично: на последней награде изображен сам крейсер, наводящий пушку на Зимний дворец.

С любовью к прошлому

К концу 1970-х корпус судна пришел в техническую негодность. Осенью 1980-го командование Военно-морского флота назначило специальную межведомственную комиссию, тщательно обследовавшую состояние корабля. Было решено провести восстановительный ремонт с заменой изношенных корпусных частей. Дело поручили Судостроительному заводу имени Андрея Жданова. Работы закипели в августе 1984 года.

Котлы Бельвиля-Долголенко заменили искусно выполненными макетами, но саму машину удалось спасти. Была восстановлена броневая палуба. К апрелю 1987-го (на пике горбачевской перестройки) ремонтники приварили оконечности с бронзовыми штевнями (особо прочными элементами корпуса на корме и носу). На штевни «надели» куски подлинного корпуса. Плюс к тому смонтировали надстройки, трубы и мачты. Внутренние помещения постарались воссоздать в первоначальном виде. Весь ремонт обошелся казне в 35 миллионов тогдашних советских рублей. На месте вечной стоянки у Петроградской (Петровской) набережной «Аврору» пришвартовали на рейдовое и штатно-позиционное крепление, обеспечивавшее «сдвиг» корпуса только по вертикали при любых колебаниях речных волн.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» – приказом министра обороны РФ Анатолия Сердюкова – был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Штат корабля существенно переформировали, оставив трех военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. Революционный статус судна был сохранен в неизменном виде. Впрочем, от сей исторической достопримечательности отказываться никто не намеревался. В январе 2013-го министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу во всеуслышание заявил о предстоящем очередном ремонте всеизвестного плавучего памятника. И в сентябре 2014-го «Аврору» отбуксировали к доку Кронштадтского морского завода.

На место вечной стоянки у Нахимовского училища она вернулась 16 июля 2016 года. Стоимость ремонтных операций выросла (в современных, уже «кризисных» деньгах) примерно до 840 миллионов рублей. В отличие от предыдущих «починок» проектные работы, проведенные в 2014 – 2016 годах, не предусматривали конструкционных переделок и перепланировки кают и трюма. При осмотре специалисты не обнаружили серьезных признаков коррозии. Зато были приведены в надлежащий вид цистерны, «танки» и иные механизмы, проверена герметичность примыкания стального корпуса и бронзовых штевней.

Самый пристальный взгляд пришлось обратить на освидетельствование силовых кабель-трасс, замену электросети, починку палуб и мачт, катеров и шлюпок, установку рангоута (трубчатых приспособлений для удержания парусов), обновление такелажа (подвижных и неподвижных снастей).

Крейсер получил совершеннейшую противопожарную систему «Водяной туман». Ремонтники не запамятовали о достойном дизайне.

Так, воссоздан исторический облик флагманской каюты и палуба из дорогостоящего и прочного тикового дерева. Следует подчеркнуть, что советские символы на крейсере, построенном для Российского императорского флота и спущенным на воду в мае далекого 1900 года, были сохранены, можно сказать, из принципиально-мемориальных соображений. Не сняты и красные звезды на бортах.

Решено не восстанавливать рострального двуглавого орла на корабельном носу. Зато развернута новая музейная экспозиция, посвященная участию «Авроры» в трех грозных войнах ХХ века: Русско-Японской, Первой и Второй мировых.

Летом 2018-го стал действовать упраздненный в революцию корабельный православный храм, где по выходным и праздникам проводятся богослужения. Словом, концепция восприятия легендарного судна качественно изменилась. Мы чтим его теперь не за то, что он выступил знаменосцем революции, открывшей долгий тоталитарно-диктаторский этап в жизни России (матросы сами не ведали, что делали!), а за то, что он является одним из наших старейших крейсеров, чей облик заставляет вспоминать о нелегких морских ристалищах Русского флота.