Итак, 12 декабря 1993 года наш народ проголосовал за принятие новой Конституции, отразившей основы и особенности новой, демократической, деидеологизированной России. Спустя две недели, 25 декабря, после того, как текст Основного закона был напечатан на страницах «Российской газеты», высокий Акт вошел в действие.

В принципе, Конституция 1993-го показала свою жизнеспособность и большой потенциал политико-юридического развития и совершенствования. Через три года, в декабре 2023-го, мы будем отмечать ее 30-летие. Ни один из первых «становительных» документов советской власти не явил миру подобную фундаментальную прочность.

Назревшая необходимость

Между российско-республиканской Конституцией, принятой в июле 1918-го, и общесоветским Основным законом от 31 января 1924 года, зафиксировавшим, помимо прочего, вступление РСФСР в состав Советского Союза, «пробежало» всего шесть лет. А до очередного главного Акта РСФСР (в мае 1925-го) – неполных семь. От важнейших «бумаг» 1924-го и 1925-го до Конституций СССР (в декабре 1936-го) и Советской России (в январе 1937-го) протекло соответственно по 12 лет. И только срок, отмеренный до третьего общесоюзного (октябрь 1977-го) и четвертого российско-республиканского (апрель 1978-го) Основных законов, превысил 40 лет.

Поэтому живучесть нашей «пионерной» демократической Конституции 1993 года вызывает подлинное восхищение. А вообще бросается в глаза многозначительная параллель между летними событиями 1918-го и осенне-зимними бурями 1993-го: большевики верстали свой Акт сразу после разгрома левоэсеровского мятежа во главе с Марией Спиридоновой, а демократы (они же коммунисты второго эшелона) – вскоре по подавлении депутатской фронды в Верховном Совете РФ под началом Александра Руцкого и Руслана Хасбулатова.

Тем не менее, любой первичный документ рано или поздно испытывает потребность в обновлении и улучшении. Некоторые поправки вводились уже в 1990-е годы, в правление Бориса Ельцина. Так, в январе 1996 года Ингушская Республика стала именоваться Республикой Ингушетией, а в феврале Республика Калмыкия отказалась от наращения «Хальмг Тангч». Зато примерно в те же недели Республика Северная Осетия, напротив, добавила себе слово «Алания». Но главные перемены пришли во втором пятилетии 2000-х годов. В декабре 2008-го были продлены сроки полномочий президента РФ (с четырех до шести лет) и депутатов Государственной думы (с четырех до пяти лет).

Значительные подвижки произошли в плане федеративного устройства России. Еще летом Чувашская Республика – Чаваш республики была «слегка» переименована, став Чувашской Республикой – Чувашией. В июле 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ «прирастил» звучную добавку «Югра». В декабре 2005 года объединились Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область (главным образом, из-за материальных проблем в АО), получив имя Пермского края. В январе 2007 года «слились» – в общем-то по аналогичным резонам – территории Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Единый монолит нарекли традиционно – Красноярским краем.

В июле 2007-го стали одним субъектом Федерации Камчатская область и Корякский автономный округ. На карте России возник Камчатский край. 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО появился Забайкальский край. Чуть раньше, в январе 2008 года, вошел Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Регион нарекли по-прежнему – Иркутской областью. Плюс к тому федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ объявил о принятии в пределы России новых субъектов – Республики Крым (ставшей у нас автономной республикой) и города федерального значения Севастополя. Еще более масштабные коррективы в корпусе Основного закона назрели в недавние времена.

Полезные новшества

15января нынешнего года Президент России Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию РФ, на котором всегда присутствуют члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, сообщил о планах по глубокому совершенствованию нашего конституционного законодательства. Для обсуждения этих идей была учреждена специальная Рабочая группа. Она довольно быстро подготовила необходимые материалы, и 22 апреля предполагалось провести всенародный референдум. Однако из-за эпидемии коронавируса голосование пришлось перенести на 1 июля.

В этот день 77,92 процента пришедших к избирательным урнам одобрили предложенные поправки. 3 июля Президент подписал указ об официальном опубликовании конституционного текста с внесенными в него коррективами. 4 июля 2020 года новая редакция Основного закона от 12 декабря 1993 года вступила в силу.

Ключевые подвижки – в соответствии с предложениями Президента и прочими поправками 2020 года – видны в главе 3 «Федеративное устройство», начиная со статьи 67.

Там прямо говорится: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делиметации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Далее идут очень важные пункты.

  • «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
  • Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
  • Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
  • Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Из этих установок вытекают основополагающие принципы культурологического характера.

Государственным языком России на всем ее пространстве Конституция провозглашает русский язык «как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». Это не отменяет право автономных республик пользоваться своими языками наряду с русским. Культура у нас объявлена уникальным наследием многонационального народа России. Она поддерживается и охраняется государством. Более того, наша страна содействует соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, защите их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Государство усиливает заботу о социальных правах граждан России. Оно берет на себя защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Институт брака признается только как союз мужчины и женщины. Создаются надлежащие условия для достойного воспитания детей в семье, а также для того, чтобы совершеннолетние дети заботились о родителях. У нас гарантирован минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Формируется система пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Не реже одного раза в год происходит индексация пенсий. Вводятся обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных подобных выплат.

По-новому ставится вопрос о правах и обязанностях должностных лиц. Так, высшим руководителем субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ и не имеющий иностранного гражданства. Ему запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами России. Те же требования относятся и к руководителям федеральных государственных органов.

В глубь темы

Главой Российского государства является Президент – как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. Он же – Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами России. Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может стать гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее иностранного гражданства.

На Президента распространяется запрет на открытие и хранение средств в иностранных банках за рубежами России.

Одно и то же лицо не может занимать президентскую должность более двух сроков.


Однако данное ограничение не применяется к лицу, которое занимало высшую государственную должность на момент вступления в силу конституционной поправки. Для этого лица не исключена возможность занимать пост президента в течение следующих двух шестилетних сроков.

Конституция подробно описывает права и обязанности главы Российского государства. В частности, Президент формирует Государственный совет РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

Хотелось бы провести некую параллель: судьба нынешнего Госсовета чем-то напоминает судьбу Политбюро ЦК большевистской партии.

Политбюро – как рабочий орган по руководству вооруженным восстанием – было создано 16 (29) октября 1917 года по предложению Феликса Дзержинского. Выполнив сою задачу, оно просуществовало, по одним данным, до конца 1917-го, а по другим, до начала 1918-го. Потом сошло на нет. Но год спустя, на пике Гражданской войны, в марте горячего 1919 года, VIII съезд РКП(б) «вспомнил» о Политбюро и, сделав его официальной уставной структурой, фактически вручил ему всю полноту партийной и державной власти.

Что же касается Государственного совета РФ, то он стал трудиться, по решению только-только избранного тогда Президента Владимира Путина, с 1 сентября 2000 года. Но его полномочия не были еще «отчеканены» в параграфах Основного закона. В течение двадцати лет он работал, так сказать, на вольных хлебах. Сейчас Госсовет превратился в политическое звено конституционного уровня и крепкую опору главы Российской Федерации. Президент, кроме того, формирует Совет безопасности РФ, который занимается делами уже с 1993 года.

Нынешний текст Конституции определяет, что Совбез создан «в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз…».

Вообще, если сравнить Совбез с дореволюционными административными «единицами» монархического образца, то не грех уподобить его Коронному совету – правда, теперь при персоне президента, а не императора. Но, поскольку в России Коронного совета не было (это, скорее, реалии Германии, Австро-Венгрии, Великобритании), то здесь более уместно сопоставление со Свитой Его величества императора Всероссийского.

Возвращаясь же ко дню нынешнему, скажем, что статусы обоих конституционных инстанций – и Госсовета, и Совбеза – определяются отдельными федеральными законами.

Огромным плюсом Конституции от 12 декабря 1993 года, усовершенствованной в ходе референдума 1 июля 2020, является принципиальный отказ от «конспирологического правления» 74-летней советской поры. В ту эпоху конституции называли руководящими органами страны структуры, которые не имели реальной политической власти – ВЦИК, двухпалатный ЦИК СССР, Совет народных комиссаров и т.д. Сии звенья как бы маскировали сущность тоталитарного красного режима, коим володели и княжили всесильные партийные «этажи» – генсек, ЦК, Политбюро, Секретариат, не поименованные ни в каких статьях Основных законов СССР, а также РСФСР и других союзных республик. О роли партии впервые упомянула в общих чертах Сталинская Конституция 1936 года. Затем куда более развернуто это сделал брежневский Акт 1977-го. А в первые 19 лет советской власти – с 1917-го по 1936-й – всемогущая партийная номенклатура искусно пряталась за кулисами событий и перемен.

Старое и новое

Конфигурация нашего парламента – Федерального собрания – осталась прежней сравнительно с «моделями» 1993 года. Парламент состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Есть, правда, и некоторая новизна – кадрового порядка. Члены Совфеда называются теперь сенаторами. В Совфед входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов власти (на срок полномочий данных региональных структур). Членом Совфеда является также Президент РФ, чьи сроки пребывания в должности главы государства истекли, или он ушел в отставку досрочно. Он (например, Дмитрий Медведев) вправе работать в Совете Федерации пожизненно.


Кроме того, Президенту разрешено назначать в Совфед представителей (сенаторов) РФ – не свыше 30 человек, причем не более семи из них могут служить там пожизненно. Общее число сенаторов определяется исходя из числа посланцев российских регионов (то есть на данный момент их может быть 170 человек) и лиц, назначаемых Президентом. Избираемая же по округам всенародным голосованием Государственная дума состоит из 450 депутатов. Сенаторы и депутаты обладают полной парламентской неприкосновенностью.

Упомянем – под конец – все регионы России. Их приводит статья 65 Основного закона. «В составе Российской Федерации находятся субъекты РФ:

– Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;

– Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

– Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

– Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения;

– Еврейская автономная область;

– Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ».

Итак, в пределы Государства Российского входят 85 «знаковых» территорий: 22 автономные республики (по сравнению с 1993 годом добавилась одна – Республика Крым), 9 краев (за счет административных укрупнений добавились 3 края), 46 областей (за счет тех же слияний сократились 3 области), 3 города федерального значения (благодаря Севастополю появился «лишний» субъект РФ данной категории), 1 автономная область (подвижек нет), 4 автономных округа («сброс» произошел опять-таки из-за упомянутых слияний с краями и областями).

Таким образом, очевидное сокращение затронуло преимущественно автономные округа: их стало меньше в два с половиной раза. Общее количество субъектов РФ сократилось по тем же понятным причинам на 4 «единицы».

Территория Великой России возросла на 27 тысяч квадратных километров за счет полуострова Крым.

Столица наша – Москва. Однако местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом. Так, например, в Петербурге находятся Конституционный Суд и командование Военно-Морского флота России, а в Хабаровске и Владивостоке – штаб-квартиры Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Праздник Конституции неизменен: он отмечается 12 декабря.