Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года – последний Основной закон красной России – официально просуществовала вплоть до 12 декабря 1993 года, когда был принят новый, ныне действующий «высочайший» Акт, который мы капитально обновили в ходе недавнего всенародного референдума 1 июля 2020 года.

Об общесоюзной Конституции от 7 октября 1977 года говорить едва ли приходится, ибо она умерла (что называется, целиком и полностью) двумя годами раньше, когда 8 декабря 1991 года под Брестом, в беловежском поселке Вискули, славянские лидеры – Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич – подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

10 декабря 1991 года Соглашение было ратифицировано на сессиях Верховных Советов Украины и Белоруссии. 12-го это же сделал Верховный Совет РСФСР в Москве. 21 декабря (в 112-ю годовщину со дня рождения товарища Сталина!) на саммит глав прежних союзных республик в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате (которая, как кажется, с высоты исторического обзора, чуть не по иронии судьбы называлась в царские времена городом Верным) съехались руководители восьми самостоятельных стран – Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Они объявили о присоединении к СНГ, подписав при этом Алма-Атинскую декларацию и дополнительный протокол к Беловежскому соглашению от 8 декабря.

За бортом Содружества очутились четыре бывшие «сестры» – Латвия, Литва и Эстония, категорически отказавшиеся от каких-либо связей с любыми постсоветскими «образованиями», и Грузия, где в тот момент шла ожесточенная гражданская усобица. Правда, позднее Тбилиси примкнул к СНГ, но после августовской войны 2008 года, когда благодаря российскому заступничеству обрели суверенитет грузинские области Абхазия и Южная Осетия, вышел в знак протеста из всех структур СНГ. С 2014-го, вслед за утратой Крыма, прекратил контакты с Содружеством и стольный Киев. Но все это произойдет годы спустя.

А под непосредственным воздействием алма-атинских договоренностей, 25 декабря 1991 года, по центральному телевидению выступил президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев, поведавший о своей отставке с поста главы государства. Советский Союз прекратил существование, причем все его бывшие союзные республики стали членами Организации Объединенных Наций. Россия же – теперь не РСФСР, а РФ (Российская Федерация) – заняла почетное, некогда общесоюзное место постоянного члена Совета безопасности ООН (с использованием права вето). Она (единственная из республик-«сестер») обладает уникальным советским наследием – ракетно-ядерным потенциалом.

С декабря 1991-го Россия стала жить только по канонам собственного Основного закона – Конституции от 12 апреля 1978 года. Но, разумеется, нормы сей «бумаги» не покоились на мертвой точке. Обстоятельства задавали нужный темп.

Новый вектор

Изменения в Закон 1978-го вносились еще в советскую эпоху, особенно в перестроечную пору. Так, в декабре 1988-го вместо сессии Верховного совета были введены Съезды народных депутатов (речь, правда, шла тогда об общесоюзной Конституции, но поправки механически распространялись и на главные республиканские документы). 14 марта 1990 года депутаты исключили статью 6 о руководящей и направляющей роли КПСС, отменили однопартийность, дозволили частную собственность («собственность советских граждан»). Учреждался пост президента Союза ССР, на который Верховный Совет избрал Михаила Горбачева. В союзных республиках тоже возмечтали о своих президентских регалиях. С 12 июня 1991 года главой РСФСР – в ходе общего голосования! – стал Борис Николаевич Ельцин. В истории страны перевернулась важнейшая страница, и государство – через крах ГКЧП – двинулось к беловежскому самораспаду.

Вслед за выходом России на международную арену (даже еще при подготовке к этому выходу) республиканское руководство приступило к написанию нового Основного закона. Работа велась постепенно, с лета 1990-го. Координировала ее так называемая Конституционная комиссия, созданная по решению I Съезда народных депутатов. Возглавил комиссию Борис Ельцин – на тот момент председатель Верховного Совета РСФСР, ставший годом позже президентом Республики. Однако разворачивалась борьба между двумя вертикалями власти – исполнительной под началом Бориса Ельцина и законодательной под рукой спикера Верховного Совета Руслана Хасбулатова. Спорили преимущественно по поводу вектора и тактики дальнейших реформ. И, само собой, о том, какая ветвь должна «править на Руси».

21 сентября 1993 года президент Ельцин издал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно коему прекращали свою деятельность Съезд народных депутатов и Верховный Совет России. К 12 декабря надлежало разработать очередной Основной закон. Этим, впрочем, занималось уже Конституционное совещание, которое учло и «заготовки» Конституционной комиссии. 3-4 октября верная президенту бронетанковая Кантемировская дивизия предприняла лихую атаку на «Белый Дом на набережной», где заседал Верховный Совет. Все ведущие оппоненты Ельцина (вице-президент Александр Руцкой, спикер ВС Руслан Хасбулатов и другие) были арестованы. Затем Ельцин назначил на 12 декабря всенародное голосование. Исход его оказался благоприятным для кремлевской команды. Акт поддержали 58,43 процента избирателей, а против высказались 41,57 процента. После подсчета бюллетеней текст Основного закона был 25 декабря напечатан в «Российской газете». С этой минуты нынешняя Конституция России обрела законную юридическую силу.

Твердый фундамент

Высокий Акт открывается торжественной преамбулой, которая, однако, по подсчетам специалистов, гораздо меньше соответствующего вступления в российско-республиканскую Конституцию 1978 года и тем паче в общесоюзную «бумагу» от 7 октября 1977 года. В преамбуле 1993-го говорится, что многонациональный народ Российской Федерации возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и сознает себя частью мирового сообщества.

Конституция насчитывает 2 раздела, 9 глав и 137 статей. Та же структура сохранена и после июльского референдума в нынешнем году.

Глава I трактует «Основы конституционного строя». Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, причем наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти осуществляет ее непосредственно (через референдум и свободные выборы), а равно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Российская Федерация состоит из республик (автономий), краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, каковые являются равноправными субъектами РФ. Каждая республика принимает свою Конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ – собственный устав и законодательство.

Конституция 1993-го охарактеризовала Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Имеется в виду охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, введение государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Поддерживая конкуренцию и свободу экономической деятельности, наше государство равным образом признает и защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы.

Что есть что

Немалое место глава I отвела анализу государственной власти в России. Таковая делится на законодательную, исполнительную и судебную, и органы этих ветвей самостоятельны. Государственную власть осуществляют президент РФ, парламент – двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), правительство РФ и суды разных инстанций. В субъектах Федерации ее вершат образуемые там органы (губернаторские команды, законодательные собрания и т.д.). Звенья местного самоуправления (муниципалитеты) не входят в систему органов государственной власти и действуют в рамках своих полномочий.

Конституция признает идеологическое многообразие: никакая идеология, гласит статья 13, не может устанавливаться у нас в качестве государственной и обязательной. Признается и политическое многообразие, то есть многопартийность. Запрещено, тем не менее, создавать объединения, направленные на «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства». Нельзя комплектовать вооруженные формирования, а также разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. Одновременно Российская Федерация является светским государством и никакая религия (как и идеология) не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция предусматривает большую сумму гражданских прав каждого человека. Следует, вероятно, выделить такие пункты, как свобода мысли и слова (что на практике отсутствовало в годы тоталитарно-партийной диктатуры). Гарантирована свобода массовой информации, причем цензура запрещена. Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет определена приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Вводился и список гражданских обязанностей, не слишком отличающийся от тех, что были включены в советские конституции. Возраст совершеннолетия определен с 18 лет, включая активное и пассивное избирательное право. Но депутатом Государственной думы человек может стать лишь с 21 года.


«Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, но величием поступков».

— А. Солженицын


Основной закон подробно обрисовал федеративное устройство России, существовавшее на декабрь 1993 года. Таковое раскрывала статья 65. Она сообщала: «В составе Российской Федерации находятся субъекты РФ:

– Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики;

– Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

– Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

– Москва, Санкт-Петербург – города федерального значения;

– Еврейская автономная область;

– Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ».

Таким образом, тогда в РФ насчитывалось 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Естественно, позднее номенклатура и конфигурация регионов изменялись. Столицей РФ вновь провозглашена Москва.