Конституция Союза ССР 1936 года и соответственно Основные законы союзных республик просуществовали с позднейшими поправками в течение 41 года.

На сегодня это самый долгий временной отрезок из всех периодов отечественного конституционного строительства. Очередная юридическая «смена караула» во всесоюзном масштабе произошла лишь осенью 1977 года, когда страна готовилась отпраздновать 60-летие Октябрьской революции и наши вожди решили поднести народу богатый подарок в виде нового Основного закона. Но речь об этом «презенте» велась уже не один день.

Об общих резонах

Ясно, что для принятия третьей – кстати, последней – всесоюзной Конституции и вытекавших из нее высших республиканских Актов имелись довольно веские причины. За несколько десятилетий, прошедших с 1936 – 1937 годов, созрели серьезные изменения в жизни страны. О многих из них мы уже рассказывали в предыдущих материалах. Но кое-что не грех добавить. Возросло количество союзных республик. Если к моменту утверждения Сталинской Конституции от 5 декабря 1936-го их было 11, то чуть позднее появились дополнительные «сестры».

Так, после трехмесячной Зимней войны с Финляндией (31 марта 1940 года) власти преобразовали входившую в состав РСФСР Карельскую автономию в Карело-Финскую Союзную республику. В августе 1940-го, вслед за вводом частей Красной Армии в Бессарабию и прибалтийские государства, были созданы Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская союзные республики. Общее число их достигло шестнадцати.

Правда, впоследствии, уже после войны, Кремль, опасаясь существования на границе с независимой буржуазной Финляндией этнически родственной и фактически соименной ей Карело-Финской Советской Республики, преобразовал таковую в Карельскую автономию и вновь включил в пределы РСФСР.


Произошло это в хрущевские времена, вскоре по окончании ХХ съезда партии (16 июля 1956 года). У нас остались с той поры 15 союзных республик, и именно в таком составе Советский Союз подошел к декабрю 1991 года, когда Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич, съехавшись в Беловежской пуще, объявили о распаде Союза и образования на его пространствах Содружества Независимых государств (СНГ).

…Победа в Великой Отечественной войне вызвала различные административные перемены. В феврале 1946-го были проведены, наконец, долгожданные выборы в Верховный Совет. Дело в том, что первая такая электоральная кампания состоялась в декабре 1937-го, через год по принятии Сталинской Конституции. Четырехлетний срок функционирования данного Верховного Совета истекал в декабре 1941-го. По понятным причинам депутатские «гонки» пришлось отодвинуть по срокам, и советский парламент проработал, вопреки конституционной норме восемь с лишним лет. Новые выборы были проведены 10 февраля 1946 года. Спустя месяц, в марте, собралась первая сессия Верховного Совета второго созыва. На ней депутаты приняли закон о переименовании правительства – Совета Народных комиссаров – в Совет министров. Подобная поправка коснулась, кроме того, Совнаркомов всех союзных и автономных республик. На той же сессии Прокурору СССР присвоили звание Генерального прокурора СССР. Чуть раньше, осенью 1945-го, Президиум Верховного Совета постановил увеличить возрастной ценз для граждан, избираемых в Верховный Совет с 18 до 23 лет.

В начале 1950-х сталинское руководство вспомнило о процессах во внутрипартийной жизни. Через 13 лет (!) после предыдущего, XVIII съезда (в марте 1939-го), осенью 1952-го в Москве созвали XIX съезд партии – последний при жизни Иосифа Сталина, кому оставалось всего пять месяцев земного пути. На съезде было решено переименовать ВКП(б) в КПСС – Коммунистическую партию Советского Союза. Слово «большевики» изымалось теперь из партийного названия, поскольку его применяли в борьбе против меньшевиков. Ну, а к 1950-м годам меньшевизм сошел с политической сцены, и поэтому исчезла необходимость в использовании старого термина «большевики». Партия стала просто «коммунистической». Было упразднено созданное в революционные дни Политбюро. Его заменили относительно многолюдным Президиумом ЦК, что обеспечивало Сталину, как он полагал, большую свободу аппаратно-политического маневра.

5 марта 1953 года «отец народов» ушел в лучший мир. Первым секретарем ЦК Пленум избрал в августе Никиту Хрущева, кто по весне 1958-го занял также кресло Председателя Советов Министров СССР. Развернулся энергичный, но так и не завершенный курс на десталинизацию – критика в печати, брань с высоких трибун, вынос саркофага из Мавзолея. Разочарованному в своем героическом прошлом народу была предложена в качестве моральной компенсации завиральная идея построения коммунизма в течение 20 лет – к 1981 году.

Обществу внушали, что в Советском Союзе произошла полная и окончательная победа социализма, и процессы его дальнейшего укрепления обрели якобы необратимый характер. Принятая в октябре 1961 года третья Программа партии провозгласила линию на развернутое строительство коммунизма. Встал и вопрос – как когда-то в 1930-х – о подготовке новой (тоже, кстати, третьей!) Конституции СССР.

На старте

Вслух о разработке очередного Основного закона (и, разумеется, вытекавших из него Актов союзных республик) заговорили 25 апреля 1962-го, когда Верховный Совет  постановил создать проект Конституции и сформировал для этого особую Комиссию из 97 членов во главе с Никитой Хрущевым. К августу 1964-го проект был сверстан целиком и полностью, но его не  успели отлить в сверкающие формы. 14 октября 1964-го Никиту Хрущева отстранили от его звездных постов, которые как бы «разделились» надвое. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Брежнев, а председателем Совета Министров – Алексей Косыгин. В декабре того же года Брежнева избрали главой Конституционной комиссии.

«Как одной фразой описать всю русскую историю? Страна задушенных возможностей.»

«Архипелаг ГУЛАГ»


Трудилась сия структура долго и упорно. Результаты обнаружились только по весне 1977-го, когда Брежнев (уже Генеральный секретарь ЦК КПСС) выступил на Пленуме с докладом по этому поводу. В июне же Леонид Ильич занял «заодно» пост председателя Президиума Верховного Совета СССР, отправив в отставку Николая Подгорного. 4 – 7 октября 1977-го в Кремле проходила внеочередная VII сессия Верховного Совета IX созыва. Она и приняла новый Основной закон, объявив 7 октября Днем Конституции СССР и выходным днем.

По сравнению с Актом 1936-го Акт 1977-го вызвал гораздо меньшие государственно-политические подвижки, чем Акт 1936-го – по сравнению с Актом 1924 года. Важным моментом, правда, стала пространная преамбула, которой не было в Конституции от 5 декабря, ибо Сталин сказал тогда, что для характеристики советских порядков имеются иные документы, нежели Основной закон страны. Преамбула 1977 определила, что в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество (в этом клялись всего за четыре года до того, как партии надлежало отрапортовать народу о том, что мы достигли сияющих вершин коммунизма). Однако власти не забыли присовокупить, что высшей целью Советского государства является «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление.

Возникли и некие новации в раскрытии основ политической системы. Так, если в Основном законе 1936-го Союз ССР подавался как «социалистическое государство рабочих и крестьян», то Основной закон 1977-го информировал, что Союз есть «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Если в Сталинской Конституции вопрос о роли партии ставился лишь в Х главе («Основные права и обязанности граждан») и «попадал» в статью 126, то в брежневском Акте он ставился в главе I («Политическая система») и звучал в статье 6.

Знаменитый по той поре параграф декларировал: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». Эту формулу потом слово в слово повторила (тоже в статье 6) Конституция РСФСР.

Ключевые органы государственной власти остались прежними – от двухпалатного Верховного Совета во главе с Президиумом до Совета Министров. Верховный Совет СССР, а равно однопалатные ВС союзных и автономных республик избирались ныне на 5 лет. Местные Советы – на 2,5 года. Либерализировалось пассивное избирательное право. В Советы различных уровней человек мог баллотироваться с 18 лет, а в Верховный Совет – с 21 года (вместо 23 лет). Имели место «добавки» и в смысле общегражданских прав и обязанностей.

Появились такие нормы, как право на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры. Гарантировалась свобода научного, технического и художественного творчества. Граждан обязывали заботиться о воспитании детей. Дети же должны были «печься» о родителях, оказывая им необходимую помощь. Следовало беречь природу, охранять ее богатства, а также исторические памятники и другие культурные ценности. Гражданам вменялось содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддерживать и укреплять всеобщий мир.

Конституция с «перспективой»

Перечисленные стандартные нормы, само собой, вошли в текст четвертой российско-республиканской Конституции, одобренной в День космонавтики – 12 апреля 1978 года – на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР IX созыва. Зато весьма подробно (в главах 19 и 20) говорилось о народно-хозяйственной проблематике. К примеру, государственный план экономического и социального развития  РСФСР трактовался как составная часть «государственного плана экономического и социального развития СССР», а государственный бюджет – как такой же элемент «единого государственного бюджета СССР».

Немалые перемены наблюдались за сорок с лишним лет в национально-государственном и административно-территориальном устройстве РСФСР. Их затронула статья 71 Основного закона главной республики Советского Союза. «В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, – гласила статья, – состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская.

В РСФСР имеются:

– края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

– области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Горьковская (ныне – Нижегородская – Я.Е.), Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калининская (ныне – Тверская – Я.Е.), Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Куйбышевская (ныне – Самарская – Я.Е.), Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;

– города республиканского подчинения: Москва, Ленинград;

– автономные области, находящиеся в составе краев: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская;

– автономные округа, находящиеся в составе краев и областей: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий».

Столица РСФСР располагалась в Москве. Так звучали две последние Конституции красной эпохи  – общесоюзная и российско-республиканская.