Журналисты «Фонтанки», ссылаясь на собственные источники, сообщили, что власти Санкт-Петербурга готовят крупную инвестиционную реформу. В скором времени контроль над большей частью профильных полномочий сосредоточится в городском Комитете по инвестициям. Ранее часть функционала принадлежала Комитету имущественных отношений. С помощью реформы правительство города надеется увеличить поток инвестиций со стороны бизнеса.

На сегодняшний день инвесторы сталкиваются с серьезными бюрократическими трудностями. КИ и КИО вынуждены проводить множественные согласования. Комитет инвестиций ведет непосредственную работу с бизнесом, а Комитет имущественных отношений сдает в аренду государственные объекты. При этом две структуры находятся под юрисдикцией разных вице-губернаторов. Предполагается, что после проведения реформы бизнесменам станет проще получать необходимые разрешения и недвижимость, поэтому отток инвестиций из города сократится.

Однако подобная инициатива может негативно повлиять на культурно-исторический облик Петербурга. Работу Комитета по инвестициям курирует Максим Соколов, вернувшийся после работы в должности министра транспорта. Соколов вступил в должность в январе 2020 года. До этого он возглавлял КИ с 2004 по 2009 годы.

С одной стороны, Соколов показал себя результативным госслужащим. При нем в город пришли Hyundai, General Motors, Toyota и Nissan. С другой – управленец запомнился целым рядом неоднозначных решений. При нем разгорелись скандалы с новостроем в историческом центре города, а также сносом исторических зданий.

Одним из примеров можно считать желание Соколова построить торговые комплексы и автопарковки под Марсовым полем. Вечный огонь и останки Жертв Революции глава КИ предложил просто перенести. К счастью, подобная идея осталась на бумаге.

Еще один громкий скандал – реконструкция зоны отдыха «новая Голландия». В ходе работ город потерял часть исторического наследия, не внесенного в реестр госохраны. К примеру, была полностью уничтожена лаборатория Дмитрия Менделеева и другие исторические здания.

Кроме того, Соколов являлся соучредителем в строительной компании скандально известного бизнесмена Василия Сопромадзе «Корпорация С». Компания строила элитное жилье в центре Петербурга. Жителям запомнился скандальный проект «Дома на Фонтанке», возведенного напротив Инженерного замка. Из-за лоббирования интересов бывших бизнес-партнеров ходили слухи, что Сопромадзе «посадил» Соколова на должность главы КИ.

Карьера Соколова действительно вызывает вопросы. Да, он и правда привлекал в город инвесторов, однако методы работы и историческим наследием Петербурга можно назвать варварскими. Хорошие финансовые показатели позволили ему стать министром транспорта в 2012 году, однако сохранить кресло Соколову не удалось.

В новом амплуа Соколов реализовывал успешные проекты, однако их стоимость также значительно увеличилась. В итоге он покинул должность в 2018 году. Более того, после потери портфеля ему вообще не предложили новых госдолжностей.

Новый губернатор Петербурга решил приютить Соколова, обратив внимание на его прошлые финансовые успехи. Беглова привлекла эффективность экс-главы комитета по инвестициям. Однако возникает вопрос, какими же методами на этот раз чиновник будет доказывать свою эффективность? Петербург может вновь потерять часть культурного наследия. Амбиции Соколова могут возрасти после того, как КИ получит дополнительные полномочия. В итоге город встает перед непростым выбором. С одной стороны, инвестиционная реформа действительно нужна для Петербурга. С другой – один чиновник может разрушить исторический облик Северной столицы.