Скорость соединяет города и страны

70

Петербург становится узлом высокоскоростных магистралей

Развитие железнодорожных высокоскоростных магистралей (ВСМ) сделало Петербург одним из ключевых транспортных узлов страны. В Северной столице постоянно реализуются все новые проекты, сокращающие время в пути и делающие наш мир более удобным.

На очереди – еще несколько перспективных проектов.

Многие ВСМ нам давно стали привычны, порой мы уже и не задумываемся о том, что еще несколько лет назад их появление считали нереальным прорывом. Например, с декабря 2009 года высокоскоростные поезда «Сапсан» курсируют в сообщении Москва – Санкт-Петербург, с декабря 2010 года скоростной поезд «Аллегро» связал Хельсинки и Санкт-Петербург. Скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области, скоростные поезда «Стриж» – между Москвой и Нижним Новгородом, а скоростные поезда «Ласточка» – между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, Москвой и Нижним Новгородом, в Сочинском регионе и многих других. Ежегодно скоростные и высокоскоростные поезда ОАО «РЖД» перевозят свыше 3,2 млн пассажиров.

Но на достигнутых результатах наши железные дороги не останавливаются, ведутся разработка и тестирование новых высокоскоростных и скоростных маршрутов.

Например, с 22 декабря 2019 года холдинг «РЖД» организовал движение поездов «Ласточка» между Санкт-Петербургом, Сортавалой и Маткаселькой – то есть впервые связал скоростным поездом Петербург с Республикой Карелия. До этого добираться в Карелию приходилось либо маршрутными такси и автобусами, что в зимнее время оказывалось не самым быстрым и безопасным вариантом, либо на электричках, но с несколькими пересадками, что было крайне неудобно. Теперь же, ежедневно отправляясь с Финляндского вокзала, «Ласточка» за четыре с лишним часа, обгоняя автомобилистов, доставляет пассажиров в сердце соседней республики.

Другой вид экспансии скоростного движения – перспективы соединить «Ласточками» Петербург и финский город Иматра. В сентябре был организована тестовая поездка «Ласточки» в Финляндию – в поездке участвовали представители РЖД, включая заместителя гендиректора ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова. Отправившись с Финляндского вокзала в 7:00, «Ласточка» добралась до Иматры за три часа, и это при том, что после Выборга, через который пролегает маршрут, состав шел на тепловозной тяге, так как участок до границы не электрифицирован. Обе стороны, и российская и финская, считают развитие данного направления весьма интересным – перспективный пассажиропоток составляет миллион человек в год. Теоретически, пограничный и таможенный контроль может осуществляться в Выборге, время в пути чуть более 3 часов. За расчётную стоимость билета в одну сторону на данный момент принимается 1100 рублей. Между тем, дат реализации проекта на данный момент никто не называет.

Тем временем, начиная чуть ли не с самого запуска «Сапсана» между Петербургом и Москвой, начались разговоры о «выделенной полосе» для скоростных поездов. На протяжении десяти лет проект обсуждался на разных государственных уровнях с разной степенью заинтересованности. Но сейчас, видимо, время пришло: Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что его министерство поддержит строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Дело в том, что запуск ВСМ позволит достигнуть ряда положительных эффектов: это и прямые перевозки пассажиров, сокращение времени в пути, но, что не менее важно, ускорит грузооборот Петербург-Москва: «Из-за пассажирского сообщения грузы доставляются из Санкт-Петербурга в Москву через Псков. Запуск ВСМ позволит разгрузить это направление за счет разноколейности» – приводят СМИ слова министра.

На данный момент по направлению Москва-Нижний Новгород проектирование уже завершено и получено положительное заключение Главгосэкспертизы, по направлению Санкт-Петербург-Москва, к проектированию специалисты только готовятся, рассматриваются четыре варианта трассы.

По словам начальника центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Дмитрия Катцына, один вариант соответствует обоснованию инвестиций, второй – его незначительно уточняет с учетом произошедших за 10 лет изменений. Два оставшихся маршрута находятся в приближении к Великому Новгороду – один проходит через особо охраняемые природные зоны, другой их обходит.

Отметим, что РЖД в последние годы готовили в качестве пилотного проекта ВСМ Москва-Казань стоимостью около 1,7 триллиона рублей. Однако в текущем году президент России Владимир Путин, руководствуясь соображениями целесообразности, одобрил проектирование ВСМ между Москвой и Петербургом.

По словам замминистра транспорта РФ Владимира Токарева, ориентировочная стоимость ВСМ в Москва-Петербург оценивается в 1,5 триллиона рублей, проектирование ВСМ Москва-Санкт-Петербург может занять три года, а строительство – до пяти лет.

Сегодня в повестке дня – возможности реализации другого смелого проекта ВСМ: Петербург-Минск-Гамбург. На Форуме регионов в Белоруссии предложили проработать вопрос строительства ВСМ между Санкт-Петербургом и Минском. Как заявил в СМИ Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, маршрут будет более обеспечен пассажиропотоком и грузопотоком, если пойдет в Европу. «Мы обозначили две конечные точки – два портовых города-побратима Санкт-Петербург и Гамбург. Скоростной поезд «Аллегро» (Allegro), который идет до Хельсинки, дополняет пассажиропоток». – Сообщает Госсекретарь.

По словам госсекретаря, для высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург–Гамбург планируется  использовать выделенную полосу. Сейчас ведутся переговоры о финансировании технико-экономического обоснования. «Когда обоснование будет сделано, можно будет назвать цифры, касающиеся рентабельности, общей стоимости. По нашим прикидкам, стоимость может быть около $30–40 млрд.» – Пояснил чиновник.

Особенность проекта в том, что планируется главным образом привлечение внебюджетных средств: частные предприниматели будут привлекать деньги от финансовых институтов – фондов, вкладывать собственные деньги. Отмечается, что ВСМ будет не только пассажирским – по магистрали планируется перевозить и грузы.

На самом деле, как становится понятно из информационных сообщений, этот проект находится только на стадии проработки идеи. Например, некоторые специалисты отмечают, что транспортировка грузов по специальной скоростной полосе, которая является довольно сложной технической структурой, и рассчитывается под определенные нагрузки, сделает каждый вагон чуть ли не золотым. Более того, есть и те, кто считает, что пассажиропоток будет недостаточным, а создание магистрали потребует гораздо больших инвестиций, чем запланировано.

Во всяком случае, на данный момент остается лишь следить за развитием событий. Понятно одно: консолидация государств в условиях сегодняшних экономических и социальных вызовов необходима, и современные технологии позволяют сокращать расстояния невероятным образом. Как распорядится этой возможностью – уже другой вопрос.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here