Капелла отметила солидную дату – 540 лет

75

Санкт-Петербургская академическая капелла на своей главной сцене на Мойке, 20, представила центральное событие юбилейного года – мультимедийный спектакль-инсталляцию, посвященный ее более чем пятивековой истории. Весь cезон-2019/20 для Капеллы считается юбилейным: ведь 12 августа 2019-го ей исполнилось ни много ни мало 540 лет, в то время как самой Северной столице 27 мая сего года стукнуло всего-то 316! Потому что хор Капеллы является подлинным – и по духу, и по букве исторической летописи – преемником хора государевых певчих дьяков, который возник в 1479 году по повелению великого князя московского Ивана III.

А в течение недели перед главным торжеством проходили концерты фестиваля «Невские хоровые ассамблеи». В этом году в масштабном певческом форуме приняли участие коллективы со всех концов страны: из Ярославля, Твери, Якутии, с Кубани и из других близких и далеких уголков нашей необъятной родины. Была впервые открыта интерактивная площадка «Дневники фестиваля», где зрители общались с артистами вживую, подписчики социальных сетей делились друг с другом впечатлениями от концертов, задавали в прямом эфире интересующие их вопросы и фотографировались с любимыми солистами.

Само праздничное представление 5 ноября прошло в формате грандиозного общедоступного шоу, сопровождавшегося роскошными и очень дорогими видеопроекциями. Однако, забегая вперед, отметим, что музыка как высокое искусство при этом ничуть не пострадала. Постановщиком огромного действа выступил хорошо известный в нашем городе музыкальный и театральный режиссер Виталий Гордиенко:

– Весь текст, посвященный истории Капеллы, который вы слышали в исполнении чтецов Семена Сытника и Алексея Емельянова, сочинил сам Владислав Александрович Чернушенко. В нашем проекте присутствует, конечно же, идея просветительства. Не всегда людям нужно показывать высоты культуры, нужно также и образовывать людей, чтобы они могли узнать и почувствовать, откуда и как эта культура выросла. Главной нашей идеей было показать, как хоровое певческое искусство в России и Капелла вместе с ним пробирались «через тернии к звездам» – от дня создания хора великим московским князем Иваном Третьим в 1479 году и затем от момента возникновения первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году, вплоть до наших дней. Было много разных препон – революции, войны, террор, но Капелла все-таки выжила! В нашей видеопроекции зрители наверняка обратили внимание на появление бюстов Маркса и Энгельса. Кто-то мог удивиться, но это исторический факт: бюсты композитора Дмитрия Бортнянского и автора исторического гимна России «Боже, Царя храни!» князя Алексея Львова, которые мы видим сейчас на сцене Капеллы, после революции были уничтожены, а на эти места были поставлены бюсты основателей марксизма. К сожалению, было и такое.

Владислав Чернушенко после поздравлений, поступивших от Законодательного собрания, администрации города и комитета по культуре, сам прочел вступительную речь о значении певческой культуры в исторической жизни нашего народа, завершив ее известной цитатой:

– О себе же могу сказать, как сказал Петр Первый перед Полтавской битвой: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и счастии…»

Вряд ли кто-то, кто знает долгий и плодотворный творческий путь Владислава Чернушенко, вернувшего в наши филармонические залы русскую духовную музыку, мог усомниться в искренности этих слов.

В пандан к ним в программе после древнерусского гимна «Благослови, душе моя, Господа», Канта на закладку Санкт-Петербурга и стихиры Георгия Свиридова «Господи, воззвах к Тебе» прозвучал антракт к третьему действию из оперы Чайковского «Мазепа» «Полтавский бой».

Затем был спет величественный духовный концерт Бортнянского и торжественный и строгий исторический гимн России «Боже, Царя храни!». В исполнении Владислава Чернушенко, хора и симфонического оркестра Капеллы это произведение прозвучало так, что у многих в зале побежали мурашки по телу, спины распрямились и захотелось встать…

Однако вставала публика лишь дважды – во время исполнения «Священной войны» и «Дня Победы» Давида Тухманова. Пример был подан председателем комитета по культуре Константином Сухенко, первым поднявшимся в директорской ложе.

Завершился концерт символически – финалом «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя», первые репетиции которой проходили при участии самого композитора и императора Николая Первого именно в этом самом зале. После этого публика встала в третий раз и провожала маэстро Владислава Чернушенко и артистов долгими овациями и криками «браво!».


Вячеслав КОЧНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here