Речной флот перейдет на электротягу

40

Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области выдвинула концепцию по использованию на водных путях Северной столицы судов на электродвигателях. В случае ее воплощения на смену дизельному флоту придет экологически чистый электрический. О том, как планируется воплотить эту идею в жизнь, газете рассказал генеральный директор организации Кирилл ПОЛЯКОВ.

– Петербург называют Северной Венецией, и на наши реки ежедневно в сезон навигации выходят сотни прогулочных судов. Спрос на такие экскурсии, согласно статистике, каждый год увеличивается на 10 – 15 процентов. Однако в этой отрасли есть и свои подводные камни. Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы нашего туристического флота?
– Прежде всего здесь необходимо обновление. Средний возраст судов, используемых на городских туристических маршрутах, приближается к отметке 30 лет. При этом суда, работающие на дизельном топливе, как бы с этим ни боролись, все равно загрязняют акваторию портов, рек и водоемов нефтепродуктами, а это разрушает всю экосистему и образует донные нефтяные отложения, которые сохраняются длительное время. Одно­временно в воздух попадают выхлопные газы от мощных двигателей. Они, как известно, имеют очень высокое содержание вредных для организма человека токсичных соединений серы.

– В вашей концепции предлагается запустить в реки и каналы суда на электродвигателе, так как они экологически более чистые. Какие еще преимущества у них есть?
– Внедрение катеров на экодвигателе позволит снизить эксплуатационные затраты, что даст возможность перевозчикам уменьшить стоимость предоставляемой услуги и сделать ее более привлекательной для туристов. Также не стоит исключать имиджевую составляющую проекта. В бельгийском Антверпене, например, такие суда курсируют не только по туристическим коммерческим маршрутам, но и по регулярным пассажирским, субсидируемым частично из городского бюджета.

– Если концепцию примут, какие катера выйдут в акваторию Петербурга – импортного производства или отечественные? Какие компании сегодня занимаются строительством такого речного флота?
– Строительством судов на экологичном двигателе в настоящее время активно занимается НПК «Морсвязь­автоматика». На предприятии изготовили опытный образец судна катамаранного типа Ecocruiser на аккумуляторных батареях («Вечёрка» рассказывала о другом его варианте – Ecovolt в номере за 18 сентября 2019 г.Прим. ред.). Его вместимость – до 100 пассажиров, скорость – около 40 км в час. Также ООО «МТ-Групп» совместно с ООО «Астра Марин» реализует проект по модернизации эксплуатирующихся в городе судов, в том числе классов «Фонтанка» и «Мойка», чтобы перевести их на полное электрическое движение.

– Говоря об электросудах, мы вспоминаем экоавтомобили, которых в России не так много отчасти из-за высокой цены на них. А что можно сказать о стоимости водного электротранспорта – не отпугнет ли она тех владельцев, кто захочет перейти на сторону заботы об экологии?
– Я так не думаю, ведь стоить такое судно будет примерно столько же, сколько и его дизельный аналог. Если говорить о конкретных цифрах, то цена машины на экологичном двигателе отечественного производства в среднем составляет один миллион евро, а у катеров европейского производителя она в три раза выше.

– В Петербурге все еще не хватает зарядных станций, хотя за последнее время их количество значительно увеличилось. Как будет обстоять дело с такими станциями для водного экотранспорта – на каких причалах они будут установлены?
– На сегодня предполагается устройство зарядных станций поблизости от городских причалов. Уже имеется предварительное заключение ПАО «Ленэнерго» о возможности присоединения к электрическим сетям предприятия мощности 600 кВт для электроснабжения зарядных станций, которые планируется расположить на тринадцати причалах. При этом стоит отметить, что в настоящее время активно развиваются туристические перевозки пассажиров, когда турист может выйти и зайти на любом причале по маршруту, поэтому длительная зарядка судов на остановках в таком случае не подойдет. Учитывая, что в ночное время суда находятся в каналах, мы рассматриваем возможность устройства там опорных пунктов для ночной зарядки, например в районе Старо-Калинкина моста. Также в качестве пилотного проекта будет проработана идея установки зарядных станций высокой мощности в районе будущего парка «Тучков буян» на набережной Малой Невы.

– Но все же, для того чтобы в Петербурге появился водный электротранспорт, придется заинтересовать нынешних владельцев дизельных судов. Как планируется стимулировать их переход на экологичные аналоги?
– В рамках разработки концепции мы хотим предложить меры государственной поддержки для компаний, задумывающихся о приобретении и эксплуатировании судов на электродвигателе, – например, льготный лизинг, снижение или временная отмена арендной ставки за пользование городскими причалами, снижение ставок по транспортному налогу. Мы надеемся, что в ближайшем будущем наш город будет покорять не только своей красотой, но и тем, как в мегаполисе заботятся об экологии и берегут природу.


Фото Максима КИРПИЧНИКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here