Электросамокаты поедут по правилам

21

Сегодня на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект правил, регулирующих передвижение электросамокатов, гироскутеров, мотоколес и сегвеев. Документ разработан Министерством транспорта при участии ГИБДД. В нем предлагается ввести специальное обозначение: «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Впереди – обсуждение назревших изменений.

До сих пор эти механические устройства нормативно никак не были определены, и, несмотря на развиваемые скорости, которые зачастую превышают 20 км/ч, их пользователи де-юре остаются… пешеходами.

Кто виноват при аварии?

Результатом работы ведомств должны стать поправки, которые введут в ПДД определение подобных устройств, а также объяснят, где и с какой скоростью на них можно будет ездить. Проекты поправок должны появиться в ближайшее время, и к следующему сезону пользователи «дорожных гаджетов» уже поедут по правилам.

Сейчас на официальном сайте ГИБДД со ссылкой на руководителя Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрия Митрошина сообщается, что такие устройства приравнены к транспортным средствам не будут и на данный момент предлагается определить их правовой статус как «средство индивидуальной мобильности». Соответственно, человек, который на нем передвигается, приобретает статус пользователя такого средства.

Как же обстоят дела накануне внесения поправок в ПДД?

Начнем с того, что первый в мире случай летального исхода при наезде СИМ на пешехода произошел в июле 2018 года в Москве: 34-летний москвич на электросамокате сбил 88-летнего пенсионера, от удара пожилой мужчина скончался на месте. Казалось бы, все предельно ясно. Но дело было возбуждено лишь в январе 2019 года. Одна из причин – сложность определения, кто он, человек на СИМ: пешеход или водитель транспортного средства? Соответственно, от юридического статуса лица, управляющего СИМ, зависит его мера ответственности.

Самокат и пешеход

– По этому вопросу мы обратились в ГИБДД еще в 2016 году, в 2018 году была проведена серия круглых столов, а в 2019-м прозвучали конкретные поручения Комиссии по безопасности дорожного движения. Проекты будут разработаны и озвучены в ближайшее время, – рассказывает Владимир Соколов, председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов».

Владимир Сергеевич подчеркивает, что крайне необходимо наделить водителей СИМ ответственностью, соразмерной опасности, которую они представляют для окружающих.

– Сейчас, если водитель такого устройства уронил пешехода и не причинил тяжкого вреда его здоровью, то за «легкий вред» ему грозит по административной ответственности до полутора тысяч рублей штрафа. Но это лишь в том случае, если инцидент будет зафиксирован и водитель никуда не уедет. Если причинен вред здоровью средней тяжести, что подразумевает перелом, то ему грозит штраф до десяти тысяч рублей, – поясняет ситуацию председатель общества. – В Москве было четыре случая наездов электромеханических транспортных средств на пешеходов с летальным исходом, но при этом их водители несут ответственность по схеме «пешеход по неосторожности убил пешехода».

Какая-либо конкретная статистика по наездам СИМ на пешеходов отсутствует: во-первых, в таких ситуациях потерпевшие вызывают ГИБДД в единичных случаях, а например, Городская станция скорой медицинской помощи Петербурга (ГССМП) учета подобных инцидентов не ведет – они просто не входят в регулярное статистическое наблюдение. В неофициальном разговоре сотрудники ГССМП пояснили, что подобные несчастные случаи могут фиксироваться лишь как «падение с высоты собственного роста» или иным образом.

Самокат и автомобиль

Как нам поясняли в ГИБДД Петербурга, ДТП с участием автомобиля и СИМ классифицируются как наезд на пешехода. В нашем городе с начала 2019 года зарегистрировано 11 наездов на пешеходов, использующих СИМ, в результате которых 12 человек получили ранения различной степени тяжести, погибших нет. Не хочется выгораживать водителей, но порой они оказываются заложниками ситуации: появление некой тени, выскочившей на проезжую часть и пересекающей ее по кривой со скоростью 30 км/ч, практически непредсказуемо.

– Например, подъезжая к зебре, водитель ожидает пешехода, передвигающегося со скоростью 4 – 5 км/ч. Когда же кто-то по ней несется под 20 км/ч и больше, он уже не успевает среагировать. Более того, на подавляющее число СИМ негде даже установить светоотражающие элементы, – приводит пример из практики Владимир Сергеевич.

Именно поэтому «Союз пешеходов» ратует за то, чтобы ограничить движение электросамокатов исключительно велодорожками, не пуская их на тротуар, и ввести жесткое ограничение скорости до 20 км/ч.

Наказать нарушителя

Возвращаясь к нашей повседневной практике, отметим, что часто пешеходы, попавшие под колеса электросамоката, не знают своих прав.

– Необходимо вызывать полицию, далее полицейские должны выполнить осмотр места происшествия, составить схему. До их приезда необходимо вызвать скорую помощь, зафиксировать причинение вреда здоровью, не важно, перелом это или простая ссадина. Судебно-медицинская экспертиза устанавливает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. В случае причинения тяжкого вреда наступает уголовная ответственность, – рассказывает адвокат и кандидат юридических наук Артем Баконин. – В рамках гражданского права с виновника происшествия пострадавший может взыскать компенсацию вреда здоровью, морального вреда, а также «упущенную выгоду» – если он, например, шел на важное совещание и из-за происшествия не смог на нем присутствовать.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here