Найти себя в дождливом Нью-Йорке

32

На экранах – смешной и одновременно печальный фильм Вуди Аллена

Меланхоличный бледный юноша с говорящим именем Гэтсби (Тимоти Шаламе) в огромном твидовом пиджаке собирается ехать в Нью-Йорк из загородного колледжа. Вообще-то он там родился и обожает этот город, а еще мечтает показать его своей розовощекой подружке Эшли (Эль Фаннинг). Тут как раз подвернулся случай: Эшли должна взять интервью у знаменитого артхаусного режиссера Ролана Полларда (Лив Шрайбер) для студенческой газеты. Прямо на Манхэттене! Гэтсби уже все заранее распланировал: часик на интервью, а потом они погуляют по Центральному парку, пообедают, зайдут в любимый ресторан послушать джазового пианиста… Разумеется, ничего не выйдет. Эшли затягивает в увлекательный и опасный водоворот кинострастей: кроме режиссера она знакомится и со сценаристом (Джуд Лоу), и с кинозвездой (Диего Луна), и все ею, кажется, увлечены… А бедному Гэтсби в это время остается гулять по дождливому Нью-Йорку и находить свои приключения, разбираться с семейными тайнами и тоже переживать влюбленность – как в первый раз.

В общем, все планы – наперекосяк. Иначе и не может быть, ведь это очередной фильм Вуди Аллена, где человек, особенно в Нью-Йорке, не может не оказаться в смешном и немножко печальном положении.

Есть в мире нечто постоянное. Кино Вуди Аллена – одна из таких вещей. Мы уже привыкли, что каждый или почти каждый год выходит очередная его картина. Это как Новый год или, пользуясь американскими киноаналогиями, День сурка. Причем, что поразительно: снимает Аллен вот уже полвека приблизительно все одно и то же. Сначала это был оригинальный почерк, потом устоявшаяся традиция, теперь, пожалуй, дань ностальгии. Но фильмы Вуди не надо­едают – если не ждать от них ярких головокружительных откровений. Здесь нет неожиданных поворотов сюжета, каких-то принципиально новых персонажей (хотя все это обычно чрезвычайно хорошо и талантливо продумано, а в главных ролях блестящий актерский состав). Нет какой-то экстремальной операторской работы. Здесь всегда играет старый джаз, который Вуди попросту любит. Почти всегда дело происходит в Нью-Йорке, который он тоже не устает любить и как-то буднично воспевать. Джаз и Нью-Йорк – продолжения друг друга.

И в каждой ленте Аллена поднимаются, в общем, одни и те же темы: страх смерти и тревога по поводу жизни, любовь и секс, романтика, ирония и печаль обыденности человеческой. Тут вот в чем дело: похоже, Вуди и не ищет шокирующе новых откровений и не искал никогда. Его фильмы – наоборот, про попытку найти пусть не оптимизм – постоянство, какую-то устойчивость среди неврозов и волнений, и на этом успокоиться. Красота – дело другое, она все-таки в глазах смотрящего и любящего. Вуди Аллен любит жизнь и любит Нью-Йорк, и вот из этого соединения романтического взгляда и трезвой, самоироничной попытки успокоиться и состоит его кино.

В «Дождливом дне» Гэтсби все мечтает зайти в отель и послушать в ресторане джаз. Любой фильм Аллена – это как раз такой старый отель, где играет давно знакомый пианист, играет иногда лучше, иногда у него менее удачные дни, – но в целом он профессионал и поэт, и нужную дозу приятной меланхолии ты точно получишь.

Еще в этих фильмах всегда есть альтер эго, персонаж, подобный, может, не самому режиссеру – но тому образу интеллигентного невротика, которым он прикрывается от мира. В «Дождливом дне» такую роль играет, конечно, Тимоти Шаламе – новая звезда Голливуда с лицом юного Байрона, и любопытно наблюдать, как собственную томную поэтичность Шаламе сочетает с очень точно воспроизведенными манерами Вуди. Вот с этой нервной разговорчивостью, сутулостью, иногда суетливостью, иногда вальяжностью. 

Нью-Йорк для Вуди наполнен зеркалами, отражениями, которые умножаются в каплях дождя, – и воспоминаниями. Не случайно же Манхэттен в «Дождливом дне» выглядит так, будто не изменился за последние полвека, а на главном герое этот старомодный пиджак, да и само его нелепое имечко тоже отсылает уж явно не к новым временам. Но эти воспоминания куда убедительней, чем действительность. Когда в кадре вдруг начинает раздражающе пиликать смартфон – именно он кажется неуместным, а не все остальное. Вуди Аллен снял отчетливую сказку, но именно таким образом можно передать правдоподобное чувство от города, шума его авто, мокрого асфальта и туманной поэзии.


Фото kinopoisk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here