Началась реставрация личных покоев Екатерины Великой

В Большом Екатерининском (Царскосельском) дворце началась реставрация Зубовского флигеля, пристроенного к основному зданию в 1779 – 1785 гг. по проекту Юрия Фельтена и названного так по имени одного из последних и самых известных фаворитов Екатерины Второй Платона Зубова. До него в первом этаже флигеля поочередно проживали его предшественники: Потемкин, Ланской, Дмитриев-Мамонов. В обустройстве интерьеров второго, собственно екатерининского, этажа помимо Фельтена принимали участие и другие известные екатерининские архитекторы: Чарльз Камерон, Илья Неелов и Джакомо Кваренги. Весь проект носит название «Екатерина II. Личное пространство». Во флигеле будут представлены восстановленные покои великой российской императрицы, которые при ее жизни в отличие от открытых и известных всем парадных комнат были скрыты от посторонних глаз.

Реставрация Зубовского флигеля стала возможной исключительно благодаря финансовой поддержке «Газпрома», так как необходимые суммы для бюджета Минкультуры оказались неподъемными.

– Реставрация – это ежегодный и планомерный процесс. Фраза, которую я не устаю произносить на протяжении пяти лет: если бы не наши спонсоры, эта реставрация не состоялась бы. – директор музея Ольга Таратынова начала свою речь с благодарности «Газпрому», который уже не первый год финансирует работы по восстановлению царскосельского музейного комплекса.

Воссоздавать исторические интерьеры планируется с помощью акварелей, фотографий довоенного времени и собрания автохромов (цветных дагерротипов), предусмотрительно изготовленных в 1917 году, так как в 1944-м в ходе боев за освобождение города Пушкина южный (Зубовский) флигель Екатерининского дворца, примыкающий к знаменитой Камероновой галерее, сгорел дотла. Работы по реставрации флигеля, по словам директора музея, должны быть закончены не позже 2023 года.

В сумме помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Камероном и Кваренги, составлявшие личную половину императрицы, включают девять комнат: Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камер-
юнгферскую и Уборную.

Интересно, что детали интерьера Китайской комнаты и ее обустройство сейчас, во время нынешней реставрации, будут заказаны китайцам из той самой провинции, где по заказу екатерининских архитекторов изготавливался оригинальный интерьер в конце XVIII века.

Для будущих посетителей восстановленных интерьеров Зубовского флигеля они будут представлять два интересных и принципиально новых момента. Во-первых, мы сможем заглянуть в частную жизнь знаменитой коронованной особы, в то время как раньше мы видели в основном лишь ее парадно-приемную часть. Во-вторых, мы сможем наблюдать постепенный переход от барокко к классицизму, которым отмечена та эпоха. Екатерина Великая во второй половине своего правления сознательно отказалась от растреллиевского варианта барокко, пригласив шотландца Чарльза Камерона, чей стиль, изысканно имитирующий античные образцы, более соответствовал ее собственному зрелому вкусу. А вкус у императрицы, которая, как известно, была ценительницей и покровительницей искусств и наук и сама сочиняла историческую прозу и драматические произведения, был неслучайным, выверенным и поистине утонченным.

В одном из своих частных писем Екатерина Вторая отзывалась о своем новом «архитектурно-художественном» фаворите из Шотландии так: «Сейчас я устроилась с мистером Камероном: родом шотландец, (…) большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях».

Каждое помещение для Екатерины в новом флигеле Камерон задумывал непохожим на остальные. Когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица переехала в них.

Правилом шотландского архитектора была «простота со вкусом» – минимум позолоты и резьбы, много пространства и воздуха, картины на стенах, книги в шкафах, великолепные кресла, стулья, столы и бюро. Применялись новые необычные материалы: синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала, камины вместо громоздких печей, белоснежная легкая лепка вместо объемной золоченой резьбы.

Но все это мы сможем увидеть лишь к 2023 году, а пока в некоторых из комнат Зубовского флигеля размещаются временные экспозиции, доступные всем посетителям Екатерининского дворца.


Вячеслав КОЧНОВ, фото ГМЗ «Царское Село», автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here