Благодарность синьору Ринальди

62

В Ораниенбауме вспоминали итальянского архитектора, который прославился в Петербурге

В Ораниенбауме прошел День Антонио Ринальди – итальянского архитектора, который родился в Неаполе, прославился в Петербурге и умер в Риме.

Это новый праздник, который учредил музей-заповедник «Петергоф». Придумала его Елена Кальницкая, директор музея. Приглашенным на праздник журналистам она напомнила, что в 2020 году исполнится 310 лет со дня рождения Ринальди.

Ворота, ведущие в прошлое

К празднику приурочили открытие Почетных въездных ворот – первой сохранившейся в России постройки Антонио Ринальди.

Елена Кальницкая напомнила, что они были выстроены итальянским архитектором внутри потешной крепости Петерштадт, сооруженной в 1756 – 1762 годах для будущего императора Петра III. Дата возведения – 1757 год – указана на золоченом флюгере.

За последние два года реставраторы обновили фасады ворот, восстановили металлические и деревянные элементы, определили оригинальный цвет и вернули первозданный облик декору.

Под воротами, на глубине около метра, сохранились остатки вымощенной булыжником дороги на плац, где Петр III с увлечением «играл в войну» со своими потешными полками. Открытие ворот показалось преодолением символической границы между настоящим временем и прошлым.

С горки – грох!

Далее журналисты отправились к павильону Катальной горки. Изящное здание нежно-голубого, как апрельские небеса, цвета, возведенное Ринальди в середине 1770-х годов, сейчас стоит в лесах.

Когда-то трехэтажный павильон входил в комплекс увеселительных катальных горок. Это было сложное инженерно-техническое сооружение. Оно имело один прямой и три волнообразных деревянных ската. По этой трассе длиной примерно в полкилометра катались на специально сконструированных русским ученым, механиком и токарных дел мастером Андреем Нартовым резных золоченых колясочках в виде «триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей».

Сегодня от сооружений, воссоздать которые, увы, невозможно, сохранился только изящный павильон. Главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов рассказал, что реставрационные работы в павильоне начались три месяца назад. Реставрация его фасадов и интерьеров должна завершиться к декабрю 2021 года.

Шкатулка императрицы

Затем журналистов пригласили в Китайский дворец – маленький, скромный с виду, бледно-розовый, но поражающий воображение изысканными интерьерами. Сама императрица, игрушкой которой был этот дворец, называла его «шкатулкой с драгоценностями».

Елена Кальницкая напомнила историю дворца, выстроенного Антонио Ринальди в стиле рококо. В России образцов этого стиля XVIII столетия чрезвычайно мало – Китайский дворец уникален.

Он не пострадал во время войны. На Ораниенбаумском плацдарме наши войска удержались, и все дворцы сохранились. Тогда как Петергоф был превращен в руины.

Масштабная реставрация Китайского дворца началась в 2009 году, после вхождения Ораниенбаума в состав ГМЗ «Петергоф». Первый этап завершился в 2011 году, когда были представлены четыре зала: Большая антикамера, Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет – интерьер, который можно назвать одним из чудес света, сравнимый с Янтарной комнатой и Лионским кабинетом в Екатерининском дворце Царского Села.

Елена Кальницкая поблагодарила представителей «Газпрома», который с самого начала реставрации выступает постоянным партнером музея. За это время отреставрированы и стали доступны для посетителей десять из семнадцати залов. В планах консервационно-реставрационные работы по оставшимся семи залам. Предполагаемый срок завершения работ – декабрь 2024 года.

Сейчас мастера приступили к полномасштабной реставрации западной половины дворца, где располагаются комнаты Екатерины II, в том числе и знаменитые китайские кабинеты. К лету 2020 года перед посетителями предстанут два зала – Штукатурный покой и Малый Китайский кабинет.

Штукатурный покой получил свое название благодаря тончайшему лепному декору. Стены и потолок украшают посвященные теме любви полотна с изображениями мифологических и литературных героев.

В Малом Китайском кабинете нашел свое воплощение стиль шинуазри (в переводе с французского – «китайщина»), который был так моден во второй половине XVIII века. Стены затянуты золотистым шелком, воссозданным по сохранившемуся образцу китайского шелка XVIII века из исторической коллекции Ораниенбаума: он расписан изображениями экзотических птиц, бабочек и цветов. В наборный паркет, устилающий Малый Китайский кабинет, включены фигурные вставки с китайскими иероглифами.

– Все, кто приезжал в Ораниенбаум, всегда были потрясены этим зданием, – подчеркнула Елена Кальницкая.

Праздник, посвященный Антонио Ринальди, прошел в роскошных декорациях золотой осени. Буквально на следующий день подул ветер и сорвал листья, которые кружились в прощальном танце. Но парк в Ораниенбауме прекрасен в любое время года. Приезжайте, пока не очень холодно, чтобы посмотреть устроенную прямо под открытым небом стендовую выставку «Синьор Ринальди из Рима».


Юрий ОБРАЗЦОВ, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here