Новые траулеры строит Петербург

74

Рыболовный флот России пополнят десятки промысловых судов

Начиная с 2017 года на верфях нашего города начали активно строить суда для промысла морских биоресурсов. Попросту говоря – для ловли рыбы и добычи краба. Стоит отметить, что в большинстве случаев это не единичные заказы, а крупные серии. По мнению экспертов, немалую роль в этом всплеске активности сыграли решения, принятые на рубеже 2016 – 2017 годов. Тогда для привлечения инвестиций в отрасль правительство ввело так называемые «квоты под киль». Суть их проста: определенную часть биоресурсов (точнее – 20% от общего количества квот) стали распределять только среди тех компаний, которые либо строят новые суда на отечественных верфях, либо готовы вложить средства в возведение объектов перерабатывающей инфраструктуры на берегу. В гонку за заказами промысловиков активно включились и петербургские судостроители.

На сегодняшний день, пожалуй, самым солидным портфелем заказов обладает Северная верфь. В общей сложности он состоит из 14 рыболовных судов: десять траулеров-процессоров проекта 170701для Группы НОРЕБО (сегодня три из них находятся в стадии постройки). Это современные промысловые суда, которые предназначены для ловли рыбы, ее полной переработки и хранения. Многофункциональная современная перерабатывающая фабрика, устанавливаемая на траулеры, позволит производить замороженное в море филе и другие виды рыбной продукции, а также консервы из печени трески, рыбную муку и другие субпродукты.

Кроме того, будет простроено четыре ярусолова-процессора проекта MT1112XL для РК «Вирма» и ООО «Глобус». Если с траулерами, которые ведут лов традиционным способом, все понятно, то о том, что такое ярусолов, на наш взгляд, стоит сказать пару слов отдельно. Этот метод добычи морских биоресурсов считается одним из самых экологичных. Суть его в том, что для лова используется не трал, а крючки с наживкой, прикрепленные к донному ярусу. При этом не повреждается грунт и не наносится ущерб среде обитания морских жителей.

Примечательно, что долгое время ни заказчик, ни судостроители не стремились обнародовать внешний вид промысловых судов. И лишь в сентябре 2019 года в ходе выставки «Нева-2019» Северная верфь впервые показала два макета рыболовецких судов.

По словам генерального директора предприятия Игоря Пономарева, спуск на воду головного ярусолова намечен на ноябрь этого года. Корпус судна собран, идет формирование надстройки, установка фундаментов под главные двигатели, прокладка трубопроводов, завершаются испытания цистерн на прочность. А в конце сентября судостроители приступили к резке металла для строительства четвертого траулера-процессора. Закладка судна намечена на конец ноября 2019 года, передача заказчику должна состояться в 2022 году.

В момент введения «квот под киль» нередко приходилось слышать высказывания, что, дескать, программа не получит развития, поскольку качество работ российских корабелов заметно уступает уровню профессионализма их зарубежных коллег. Но, как отметил главный конструктор проектного бюро «Наутик Рус» Альфред Тулиниус, разработчика траулеров проекта 170701, технологическая дисциплина, в частности, судостроителей Северной верфи находится на уровне, превышающем стандарты заводов Польши, Турции, Чили, Норвегии, с которыми прежде приходилось иметь дело конструкторам.

Еще одним предприятием, которое обратило свой взор на строительство рыбопромысловых судов, стали Адмиралтейские верфи. В октябре 2017 года здесь подписали контракт на строительство серии траулеров проекта СТ-192 (6 + 4 в опционе) для ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой улова на борту. Мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик позволяют заготавливать 60 – 80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно. Как отмечают специалисты, это первые за тридцать лет крупные рыбопромысловые суда, строящиеся в России.

30 сентября на верфях приступили к резке металла третьего траулера. Он будет заложен в июне 2020 года. Как отметил в ходе торжественной церемонии генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков, в марте будущего года состоится спуск на воду первого, а в мае – второго судна серии. Сегодня техническая готовность первого траулера оценивается в 30%, корпус второго траулера планируется сформировать до конца года. Оба судна будут переданы заказчику в 2021 году. К резке металла на четвертый траулер верфь планирует приступить в декабре 2019 года. Его закладка намечена на август 2020 года.

Говоря о строительстве промысловых судов, нельзя не упомянуть завод «Пелла». В силу специфики своих производственных мощностей предприятие не может соперничать с упомянутыми уже признанными гигантами отрасли. Зато в его активе есть несколько судов, находящихся в стадии достройки.

Так, 16 сентября 2019 года на заводе был спущен на воду первый серийный траулер проекта 03095 «Кастор». Головное судно проекта «Андромеда» сошло со стапеля 9 апреля. Всего по заказу группы компаний «Мурмансельдь 2» будет построено четыре таких траулера. Они предназначены для ловли донных пород рыб и полного цикла обработки улова на борту судна, в том числе производства консервов и рыбной муки.

А 10 июля 2019-го на «Пелле» спустили на воду головной средний морозильный рыболовный траулер проекта 1701 «Скорпион». Расположенная на нем фабрика оснащена оборудованием для производства рыбного филе, выпуска кормового фарша, рыбной муки и консервов.

А в последние дни минувшего 2018 года на воду сошел краболов проекта 03070 «Русь». Его задача – донный ярусный лова краба конусными ловушками «японского» типа с последующей сортировкой, перегрузкой в решетчатые корзины и транспортировкой живого краба, уложенного в охлажденной и подготовленной забортной воде, в специальных изолированных цистернах.


Фото пресс-службы АО «ПЕЛЛА»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here