В новом фильме «К звездам» в главной роли – одиночество Брэда Питта

Дело происходит в недалеком будущем. Брэд Питт здесь играет Роя Макбрайда, отважного астронавта и по совместительству монтажника-высотника. Работает на какой-то телебашне, которая выходит прямо в космос. Отважен Рой даже слишком, главная черта его натуры – пульс никогда не поднимается выше восьмидесяти. То есть не «гвозди бы делать из этих людей», а фактически он человек-гвоздь и есть.

Его еще более отважный папа Клиффорд (Томми Ли Джонс) был знаменитым астронавтом. Улетел в экспедицию на окраину Солнечной системы искать инопланетян и не вернулся. Считается, что погиб. С тех пор Рой и отключился как-то от эмоций, да и с людьми старается лишний раз не сближаться, чтоб не травмироваться.

Случается серия аварий из-за загадочных вспышек космических лучей. Немедленно Роя вызывают к себе какие-то хмурые генералы. Оказывается, источник лучей, скорей всего, корабль отца. Роя отправляют в глубокий космос для спасения человечества и на поиски родителя, который, быть может, еще жив…

Предыдущий фильм режиссера Джеймса Грея – «Затерянный город Z» о судьбе британского исследователя полковника Фоссетта, без вести пропавшего в дебрях Амазонии в поисках того самого города. И там тоже были неприкаянность среди людей, и бесконечные скитанья, и тоже мотив исчезнувшего отца.

Грей, очевидно, искренне любит всю эту романтику: то джунгли, то вот теперь космос. Для него они важны не сами по себе – но как единственно приемлемый фон для его героев. Странных, одержимых, упорных, несовместимых с окружающим обществом и неизбежно исчезающих в неизвестности.

И фильмы его вызывающе несовременны: меланхоличны и затянуты; несмотря на очевидный соблазн – не сведены к биографическим драмам или к экшену; наполнены эстетскими паузами, во время которых режиссер, кажется, предлагает зрителю помедлить вместе с ним бездны мрачной на краю.

Все это, чего уж, крайне симпатичные черты. Нежелание не просто вмещаться в формат, но и упрямое донесение своей красоты и своей истины – пусть даже для малого числа поклонников, пусть без престижных призов на полке. Несмотря на все это, Грей благодаря своей целостности и последовательности – явление заметное, и видно, что своих героев он пишет из глубины сердца и в своем уверен. Он похож на Гумилева – строгостью стиля и страстью к экзотике.

Тем обидней, что на этот раз принципы сыграли с режиссером довольно злую шутку, обратившись против него же.

Грей, конечно, не стал сооружать примитивный фантастический боевик, хотя сценарий позволял. Но это режиссеру особенно и не грозило: не тот характер. Зато он впал в другой, худший грех. В напыщенную многозначительность.

Вообще надо бы на какое-то время запретить людям снимать про космос, если ты не Кубрик или Тарковский. Слишком очевидные, доступные метафоры, чересчур силен соблазн. Все эти звезды и планеты слишком громадные, величественные, прекрасные и ужасные: трудно в них найти нюансы и оттого фильмы про астронавтов часто оборачиваются грубым лубком. Вот «Интерстеллар» Кристофера Нолана как раз апофеоз многозначительной пустоты. Но зачем вслед за Ноланом падать в эту бездну – решительно непонятно.

Фильм «К звездам» правда очень похож на «Интерстеллар». Это движение астронавта Макбрайда навстречу далекому отцу, собственным отчужденным эмоциям и травме заброшенности; тут, конечно, пробегали и Фрейд, и религия («если только можно, Авва, Отче»), и экзистенциализм.… Темы серьезные, что и говорить. И происходит здесь все серьезно и медленно, печально и торжественно, с большим чувством глубокого смысла и без малейшей доли самоиронии, какой-то живости, чувства или оригинальности.

Здесь много молчат, зато зрителя постоянно сопровождает внутренний монолог героя.

«Сам не знаю, хочу я увидеть отца или отпустить». «Добравшись до Луны, мы устроили все то же, что на Земле, и открыли там «Сабвей». Так и кажется, что дальше будет что-то из Пруткова. «Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную». «Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала»…

«К звездам» – это именно такой сборник афоризмов. Плюс красивые виды. Надо же, как многозначительно: планеты так же одиноки в пустоте, как люди, звездное небо напоминает о нравственном законе внутри нас, а шнур, соединяющий астронавта с кораблем, невероятно похож на пуповину. Как будто и не снимали ровно то же последние лет пятьдесят.

«К звездам» – это просто-таки сконцентрированное выражение принципов и методов режиссера, его манифест. Но в манифесте жизни нет, равно как и в открытом космосе.


Фото kinopoisk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here