В школах появятся новые должности

93

В последнее время много говорится о необходимости модернизировать процесс обучения в школах, чтобы Россия смогла войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Такую задачу должен выполнить до конца 2024 года нацпроект «Образование». И здесь речь идет не только об обновлении системы образования, о создании современной инфраструктуры, но и о подготовке и переподготовке кадров, и о воспитании личности.

Старший и ведущий учителя

Минпросвещения с будущего года собирается ввести в школах две новые должности – старшего учителя и ведущего учителя. Это нововведение, по мнению министра ведомства Ольги Васильевой, дает новые возможности педагогам для карьерного роста в рамках реализации Национальной системы учительского роста (НСУР). Наряду с новыми должностями остаются и старые – учителей первой и высшей категорий. Просто требования к старшему учителю – учителю-методисту – будут выше: он должен координировать работу других педагогов, разрабатывать индивидуальные программы для подготовки учеников и т. д. Старшим учителем можно стать, имея стаж работы менее пяти лет, а также первую или высшую квалификационную категорию. Требования к ведущему учителю, который станет наставником для молодых педагогов, еще выше: 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория.

Народный учитель Российской Федерации председатель совета Академической гимназии № 56 Майя Пильдес считает, что от нововведения будет только лучше, если его согласуют с Минтруда.

«Не вижу ничего плохого от введения должностей старшего и ведущего учителей. Пока мы своим приказом назначаем старших учителей, потому что наша гимназия очень большая, имеем возможность из тарифного фонда доплачивать этим педагогам за дополнительную нагрузку, к которой относится и наставничество, и руководство работой молодых учителей, и координация работы в школе методического объединения, – поделилась с «Вечёркой» Майя Борисовна. – Правда, это никоим образом не отражено в трудовой книжке, потому что нет согласования с Минтруда. А если будет соответствующий закон, то появится и запись в трудовой книжке, и при назначении пенсии эти доплаты будут учитываться».

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, напротив, относится к появлению новых учительских должностей осторожно, потому что это может привести к проблемам: «Как это будет происходить? Кто будет присваивать эти звания? Как определить старшего и ведущего учителя? Если это будет определяться административным путем, то может привести к тому, что опытный и реально знающий педагог будет работать обычным учителем, а кто-то, кто находится в любимчиках у директора, получит звание старшего учителя. И это приведет только к расслоению педагогического коллектива, поэтому тут надо быть чрезвычайно осторожным. Потому что педагогические коллективы – особые, требующие тонкой настройки, и административным путем решать подобного рода вопросы нельзя».

По мнению Сергея Комкова, вопросы назначения учителей методистами и наставниками должен решать педагогический коллектив с подключением ученического сообщества, то есть когда в этот процесс включается общая система школьного самоуправления. А увлекаться чрезмерным администрированием не стоит, лучше дать возможность самому педколлективу определять, например, кому можно доверить наставническую роль, и таких учителей продвигать, поддерживать и морально, и материально – вот тогда это будет иметь эффект.

Про смартфоны

Одна из самых обсуждаемых тем с начала учебного года – использование учащимися смартфонов на уроках. Дело в том, что Минпросвещения совместно с Российской академией образования, Рособрнадзором, Роспотребнадзором выпустили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи. Иными словами, в школах предлагается ограничить пользование мобильными телефонами, чтобы «повысить эффективность образовательного процесса» и не наносить вреда здоровью школьников. Эти рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в стане учеников и родителей – кто-то согласен с ними, а кто-то считает, что такое ограничение большой пользы не принесет. Педагог дополнительного образования школы № 340 Наталья Васильева считает такое ограничение правильным.

«Использование смартфонов на уроках очень мешает образовательному процессу, это влияет и на дисциплину, – говорит Наталья Борисовна. – Ребята мне сами признавались, что во время уроков они играли в игры на своих мобильных устройствах, списывали ответы и т. п. И не надо думать, что эти ограничения мешают связи с родителями – в срочном случае всегда можно связаться по мобильному телефону с классным руководителем или через школьную почту в соцсетях. Мы живем в век информации, поэтому связаться с ребенком не проблема, главное – не мешать ему учиться».

Майя Пильдес рассказала «Вечёрке», что в их школе нет таких проблем: педагоги не жалуются на то, что кто-то из-за гаджетов отвлекается на уроке, – ребята понимают, когда ими можно пользоваться, а когда нельзя.

Но не все разделяют точку зрения народного учителя. По мнению Сергея Комкова, надо быть очень осторожными с IT-технологиями, гаджетами. Ведь если мы используем гаджеты в системе образования, то надо понимать, что они приносят как пользу, так и вред. «Я хорошо знаю психологию детей – двадцать лет проработал в школе, прошел путь от вожатого до директора и могу сказать, что ни один учитель не может уследить за ребенком, если тот захочет нажать кнопочку на смартфоне и пустить сигнал туда, куда не нужно, – заметил Сергей Константинович. – Например, в европейских школах не разрешают пользоваться мобильными телефонами и приходить с планшетами на занятия. Если такое случается, то родителей ученика могут оштрафовать на крупную сумму».


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here