Ростральные колонны освободили от лесов

65

Завершилась реставрация скульптур, символизирующих великие реки

Монументальные статуи у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского туфообразного известняка и символизируют четыре великие реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Их в XIX веке изваяли скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо, а также каменотес Самсон Суханов. Теперь, после реставрации, обновленные скульптуры вновь радуют глаз прохожих.

Напомним, скульптуры у подножия северной колонны изображают Волгу и Днепр, у южной – Неву и Волхов. Аллегорические изображения рек дополнены характерными деталями. Скульптура Волги представляет собой фигуру сидящей женщины в хитоне, в левой руке она держит рог изобилия, правой поддерживает руль судна. Днепр изображает фигура обнаженного бородатого мужчины, который левой рукой опирается на весло, выполненное из меди, правой поддерживает кувшин с льющейся из него водой. Нева – скульптура сидящей женщины в хитоне, правой рукой она поддерживает весло, левая рука покоится на якоре. Волхов – фигура сидящего обнаженного мужчины, в правой руке он держит весло, выполненное из меди, левую положил на кувшин, из которого льется вода.

Реставраторам пришлось проделать большую и кропотливую работу, чтобы укрепить и обновить статуи. За шестнадцать лет со времени предыдущей реставрации колонн, которая проводилась к 300-летию Санкт-Петербурга, они пришли в неудовлетворительное состояние. Во многих местах произошла утрата реставрационных растворов. В дефекты попадала вода, которая во время перепада температур замерзала и снова оттаивала, что разрушало камень.

Известняк неоднороден по своему строению, поэтому более плотные части камня сохраняются лучше, а более пористые подвержены быстрому разрушению. Кроме того, скульптуры испытывают сильную антропогенную нагрузку: в непосредственной близости от колонн проходят городские магистрали, по которым непрерывно движется плотный поток машин. Выхлопные газы и вибрация также негативно влияют на состояние памятника.

– К сожалению, Ростральные колонны испытывают нагрузку не только от атмосферы и окружающей среды – все большей становится нагрузка от туристического и транспортного потоков. Не все посетители бережно относятся к памятнику. Иногда мы видим, как люди забираются на стилобат. Конечно, скульптуры не рассчитаны на такое «внимание», – рассказала Нина Шангина, председатель Союза реставраторов Петербурга, генеральный директор реставрационной компании, которая занималась восстановлением колонн.

Как сообщили в КГИОП, в последние недели мастера работали даже по выходным, чтобы успеть завершить реставрацию памятника до наступления холодов. Тем более что летом в их работе был вынужденный перерыв. Во время подготовки и проведения праздника выпускников «Алые паруса» строительные леса с колонн сняли и реставрацию приостановили почти на две недели.

В процессе работ с поверхности скульптур удалили раствор тонировки, атмосферные загрязнения и биологические поражения, а также дефектные вставки и старую мастику. Затем специалисты укрепили пудостский известняк в зонах разрушения, произвели восполнение утрат, заделку трещин и новую мастиковку. Наиболее крупные дефекты докомпоновывались натуральным известняком. Камень для ремонта скульптур добывали в Гатчинском районе и в Псковской области. Отбирать камень реставраторам пришлось вручную. Задействовано в работах было много разных специалистов, в том числе 11 скульпторов. Кстати, больше всего им пришлось потрудиться над мужскими образами – эти фигуры пострадали значительнее.

На завершающем этапе на поверхность скульптур нанесли защитный известковый состав.

Меценатом проекта реставрации колонн выступил Союз предприятий топливно-энергетического комплекса «Газовый клуб».

– Наша организация – это некоммерческое объединение предприятий соответствующего профиля, – пояснил президент «Газового клуба» Александр Соколов. – Бизнес должен нести социальную нагрузку, и мы свои обязательства выполняем.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here