Готовится к открытию трехмерная панорама о войне

В Санкт-Петербурге завершается работа над новой трехмерной панорамой «Память говорит. Дорога через войну», посвященной Великой Отечественной войне. Открытие намечено на конец месяца. На территории культурного пространства «Севкабель Порт» в восьми залах воссоздана обстановка военных событий, соединенных историей одного человека – простого учителя, ушедшего на фронт.

Посетители пройдут дорогой обычного солдата от начала войны до возвращения домой. Лужский рубеж, Кавказ, Сталинград, Берлин – захватывающая своей реалистичностью экспозиция отображает большинство основных этапов Великой Отечественной, тяжесть и горечь боев 1941-го, величие Победы 1945-го: авторы показали себя непредвзятыми историками, демонстрируя как победы, так и поражения, не скрывая и не лакируя. Поражает, что здесь нет обобщенных персонажей, у каждого манекена есть реальный прототип, реальная история.

Специалисты трудятся над экспозицией начиная с апреля, работа ведется без выходных. Говоря о сложностях, автор панорамы Дмитрий Поштаренко, руководитель творческой мастерской «Невский баталист», в первую очередь называет большую площадь – 2000 «квадратов»! Более того, поставлены крайне сложные художественные задачи.

– Это трехмерная панорама, совокупность совершенно разных сопряженных технологий – от приемов киноиндустрии до театральных и музейных, – рассказывает Дмитрий Александрович. – Более того, работа выполнена через призму нашего поискового опыта.

Команда «Невского баталиста» кропотливо работала над сюжетом и с историческим материалом.

– Мы привлекали историков, сами многое изучали. Экспозиция состоит из разных частей, – поясняет автор. – Это периоды войны, и все они выбраны не случайно. Мы находили совершенно разные сюжеты, и их необходимо было связать. В итоге родилась идея показать войну через призму восприятия одного человека, солдата. Прочитав много биографий, я понял, что это должен быть художественный образ, который соберет в себе самые разные судьбы. Лично для нас это – обычный учитель, который ушел на фронт.

Во время осмотра экспозиции посетитель будет снабжен аудиогидом. 

– Это художественно-исторический нарратив: он создаст ощущение, будто вы общаетесь с ветераном, прошедшим войну, который делится с вами воспоминаниями, рассказывает истории. Собственно, через эти истории и проложен маршрут, – поясняет Дмитрий.

В экспозиции находится равное место и оригиналам, и мастерски выполненным копиям предметов быта.

– Например, мы взяли довоенную игру, посвященную авиации. Она расположена в зале, повествующем о сталинградской школе. Мы ее полностью отсканировали, сделали стопроцентную копию, а затем нанесли на нее характерные повреждения, – делится секретами мастерства Поштаренко. – В том же зале Сталинграда, в школьном коридоре, зритель увидит оригиналы работ Розалии Рабинович – авангард 1930-х годов. Получается выставка в выставке.

Таким образом, авторами используется грамотное сочетание оригинальных предметов и бутафории.

– То, что хотелось сделать более военным, проще говоря, красиво разбить, мы копировали до мельчайших подробностей, а затем подвергали художественной обработке, – поясняет Дмитрий Александрович.

Что касается техники, то команда авторов панорамы сотрудничала с рядом музеев: например, музей «Прорыв блокады Ленинграда» предоставил для копирования орудия, «Ленрезерв» помог с копированием немецкого мотоцикла. Также с панорамой делились оригинальной одеж­дой, артефактами войны. Пронизана экспозиция и личными историями.

– У нас на площадке есть человек, прадед которого форсировал Днепр, и мы отразили эти события, – отмечает автор панорамы.

Поделился впечатлениями с «Вечёркой» и Артем Кокин, историк и киноконсультант, работавший над известной картиной «28 панфиловцев». По словам специалиста, экспозиция не имеет аналогов ни в России, ни в мире: это масштабы, проработка деталей, достоверность.

– Дмитрий глубоко погружается в тему: здесь досконально воспроизведена униформа, детали быта – ведь панорама демонстрирует не только войну, но и жизнь в тылу, – отмечает Артем Викторович. – Если апеллировать к воспоминаниям ветеранов, кадрам кинохроники, то все, что мы видим, очень похоже на то, как это было. Ощущение реальности создают и находки, сделанные на местах боев, и личные вещи тех времен. Я бы сказал, что получившийся продукт достовернее многих кинофильмов.

Отметил историк и наиболее понравившийся эпизод панорамы:

– Меня поразил эпизод боев 1941 года: крайне мощно и правдоподобно. Впечатлила история отца и сына, встретившихся на Лужском рубеже. Также ребята воспроизвели в натуральную величину танк КВ-2, чего еще никто не делал.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here